У нас цель — разработать образовательную программу мирового уровня

Мнение

Финансирование социальных проектов — важнейший вопрос для руководителя любого региона. Законодательно разрешенных возможностей привлечения средств немало, но далеко не все схемы финансирования эффективны в сегодняшних экономических реалиях. Губернатор Томской области СЕРГЕЙ ЖВАЧКИН рассказал "Ъ" о своем подходе к реализации социальных программ.

Фото: Андрей Синичкин, Коммерсантъ

— С момента запуска программы "ИНО Томск" прошло почти девять месяцев. Каким из инфраструктурных проектов в рамках этой программы уделяется сейчас особое внимание? Насколько эффективное и конструктивное сотрудничество по этим проектам удается наладить с федеральными государственными, производственными и финансовыми структурами?

— Мы уделяем одинаковое внимание каждому из проектов, ведь "ИНО Томск" — это программа комплексного регионального развития. Помните пример последовательного соединения из уроков физики: если одна из лампочек на елочной гирлянде перегорает, перестает работать вся гирлянда? Так и в нашем случае: если хоть один из проектов "ИНО Томск" начнет пробуксовывать, "елочка" не загорится.

И реконструкция взлетно-посадочной полосы томского международного аэропорта Богашево, и строительство транспортной развязки на въезде в областной центр, и реконструкция автомобильной дороги Камаевка--Асино--Первомайское, и строительство новых автодорог на севере и юге — все эти проекты для нас приоритетные.

Нам удалось выстроить конструктивный диалог с руководителями федеральных министерств и ведомств потому, что концепция "ИНО Томск" реальная, а не воображаемая. Ход ей дало специальное распоряжение правительства России за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева. Дмитрий Анатольевич назначил и руководителя межведомственной рабочей группы — своего заместителя Аркадия Дворковича, вместе с которым мы и сверяем часы, и продвигаем эту работу.

Не покривлю душой, если скажу, что налаживать взаимодействие с бизнесом нам не пришлось: суть "ИНО Томск" в том, что инициатива программы исходит не сверху, а снизу, в ней отражены реальные планы бизнеса — инвестиционные проекты на ближайшую пятилетку, задачи по созданию новых рабочих мест, кооперации с наукой и так далее. Неслучайно в рабочую группу проекта входят руководители многих крупнейших российских компаний.

Реальность этих планов показывают первые месяцы реализации "ИНО Томск". Как мы и планировали, российско-китайская компания "Роскитинвест" запустила первый из десяти лесоперерабатывающих заводов. Одна из первых в стране томская инновационная компания "Микран" с нуля построила завод радиоэлектронной аппаратуры на тысячу рабочих мест. Оба наших национальных исследовательских университета, сражающихся за право к 2020 году войти в топ-100 лучших университетов мира, продолжают идти вверх в престижных рейтингах, в вузах растет конкурс, расширяется география абитуриентов и так далее.

— Ряд пунктов программы "ИНО Томск" связан с развитием социальной и образовательной инфраструктуры в области. Какие результаты есть в этой сфере? Удалось ли реализовать проект создания интернат-лицея для одаренных детей?

— Развитие социальной инфраструктуры обязательно для региона, который идет вперед. Все мы знаем, что кадры решают все и что эти кадры выбирают для жизни только удобные и современные населенные пункты, где доступно дошкольное образование, качественная медицина, развит общественный транспорт.

Летом мы открыли в Томске первый и единственный за Уралом центр водных видов спорта мирового класса — спорткомплекс "Звездный" с 50-метровым бассейном, уникальным спортивным и техническим оборудованием. В начале года открыли крытый футбольный манеж для детей и сверхсовременный радиологический каньон онкологического диспансера.

Если бы мы хотели создать лицей для галочки, для отчета, то дети уже сидели бы за его партами. Но у нас другая цель — разработать образовательную программу мирового уровня, объединить в этом проекте не только все шесть томских университетов, но и ведущие компании, которые работают в области, активно участвуют в реализации "ИНО Томск",— "Газпром", СИБУР, "Росатом" и другие. Ведь главными образовательными направлениями лицея станут физико-математические предметы. Мы создаем учебное заведение для 500 школьников из всех городов и районов области, 300 из них будут жить в интернате. У нас есть площадка, сейчас дорабатываем концепцию лицея и аккумулируем средства. Проект дорогостоящий: только для того, чтобы открыть двери этого объекта, необходимо более 1,6 млрд руб. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов поддержал этот проект во время визита в Томск в марте.

— У администрации региона были планы строительства 15 детских садов. Насколько применимы механизмы государственно-частного партнерства для реализации таких проектов? Финансирование строительства 15 детских садов по схеме ГЧП в Томской области было объявлено пилотным проектом банка в регионе. Какие следующие инфраструктурные проекты будут реализованы по такой же схеме с Газпромбанком?

— Хочу поблагодарить Газпромбанк и нашу Томскую домостроительную компанию (к слову, также одну из крупнейших в стране) за поддержку этого проекта. Как и планировали, на сегодняшний день мы сдали в эксплуатацию 12 детских садов, остальные 3 сдадим до конца года. А всего нам удалось построить 35 детсадов для 11 тыс. детей — такого масштабного развития дошкольного образования в Томской области не было никогда.

Теперь перед нами стоит задача строить школы, ведь сегодняшние дошколята завтра сядут за парты. Мы обсуждаем с Газпромбанком продолжение сотрудничества, потому что оно успешно для всех участников партнерства.

— В какой стадии находится работа по автодорожным проектам Камаевка--Асино--Первомайское и Томск--Тайга далее до Кемерово? Каковы основные факторы жизнеспособности этих проектов? Удается ли находить приемлемые формулы окупаемости на основе принципов ГЧП.

— Проекты очень важны для нас. Только реконструкция автодороги Камаевка--Асино--Первомайское позволит привлечь в экономику региона более 40 млрд руб. частных инвестиций, создать 8 тыс. новых рабочих мест. Сегодня мы активно работаем в федеральных министерствах и ведомствах, чтобы включить проект в бюджет будущего года и реализовать его до 2018 года.

На принципах государственно-частного партнерства мы планируем построить автодороги Томск--Тайга и Игол--Орловка, соединить в одном случае областной центр с Кузбассом и Транссибом, в другом — развитые нефтегазодобывающие районы области с Новосибирской областью и федеральной трассой М-53.

Формула окупаемости здесь проста: сокращение логистических расходов бизнеса и готовность этого бизнеса оплачивать проезд большегрузной техники, чтобы экономить на расходных материалах. К примеру, сегодня наши нефтяники и газовики вынуждены завозить грузы на васюганские и пудинские месторождения через Тюменскую область и Югру, а это лишние 1,8 тыс. км.

Мы привлекли к проектам госкомпанию "Российские автомобильные дороги", создали в Томске проектный офис "Автодор-инвеста" и наряду с проектно-сметной документацией разрабатываем условия концессионных соглашений.

— Несмотря на падение цен на энергоносители, объективно не снижается острота задачи по повышению энергоэффективности. Вносятся ли в этой связи коррективы в предусмотренные программой мероприятия, в том числе по модернизации котельных?

— Задача повышения энергоэффективности, то есть конкурентоспособности томской продукции, как была в нашей повестке, так в ней и остается.

На повышение энергоэффективности и модернизацию коммунальной инфраструктуры мы потратим в 2015 году 2,1 млрд руб. из областного бюджета. За три последних года построили и реконструировали 13 котельных и более 100 км тепловых сетей.

Вместе с этим мы активно занимаемся развитием газификации в городах и районах. Только за два последних года в эту масштабную программу 1,9 млрд руб. вложил "Газпром", 1,1 млрд руб.— областной и муниципальные бюджеты. Мы построили 190 км газопроводов, газифицировали 19 населенных пунктов.

— Повлиял ли на планы создания инфраструктуры экономичного жилья и реализации соответствующих ипотечных программ отмечаемый по всей стране спад спроса на недвижимость?

— Нет, мы продолжаем ставить рекорды. Прошлый год томские строители завершили с плюсом в 17%, сдав 619 тыс. кв. м жилья — это лучший показатель за последние 24 года, фактически мы восстанавливаем объемы советского строительного бума. В этом году наш стройкомплекс демонстрирует еще более высокие показатели.

Томская область стала одним из первых российских регионов, который принял собственную "Социальную ипотеку". Работникам бюджетной сферы, инновационных и оборонных предприятий, ученых и многим другим из областного бюджета мы субсидируем ставку по ипотечному кредиту в размере 3,75% в первые три года. Для всех остальных жителей области — в размере 2%. Также выделяем субсидию на уплату первоначального взноса за квартиру — 100-150 тыс. руб. В рамках программы "Жилье для российской семьи" в Томске строим два новых микрорайона — "Южные ворота" и "Северный парк".

— Ранее в рамках Программы анонсировались проекты в нефтехимической сфере. Каков их сегодняшний статус?

— Первый объект — единственный за Уралом завод по производству пищевой БОПП-пленки — СИБУР открыл еще в 2013 году. Сейчас нефтехимический холдинг модернизирует производство полимеров на "Томскнефтехиме". Оба проекта мы поддержали в рамках нашего регионального инвестиционного законодательства. Согласно ему, инвестор, вкладывающий в Томской области в создание нового производства более 1 млрд руб. или в модернизацию действующих активов более 8 млрд руб., получает ряд налоговых льгот и субсидию областного бюджета на возмещение до двух третей затрат.

Сейчас обсуждаем с нефтехимиками их возможное участие в проекте создания территории опережающего развития в Северске.

— Многие проекты в Программе связаны с развитием городской среды, в том числе с организацией системы управления пассажирским транспортом, а также проектом "Томские набережные". Когда в этом направлении можно будет увидеть первые результаты, насколько существенно, по вашим ожиданиям, они изменят городскую инфраструктуру?

— Изменят кардинально, при этом подчеркнут облик старинного сибирского Томска, которому в этом году исполнилось 411 лет. Мы уже приступили к проекту "Томские набережные", который оцениваем в 45 млрд руб. Совместно с "Газпромом" реконструируем набережную реки Ушайки и центральную часть главного городского проспекта. Национальный исследовательский Томский государственный университет заселил 16-этажное общежитие. Национальный исследовательский Томский политехнический университет до конца года откроет 17-этажное общежитие и 25-метровый бассейн. Вместе со всеми нашими шестью федеральными университетами, институтами РАН продолжаем работу над проектом и концепцией музея науки и техники, ведь главную роль в "Томских набережных" играет наш уникальный научно-образовательный комплекс.

— Как вы оцениваете экономический эффект для бюджета области от реализации проекта с Газпромбанком по схеме ГЧП?

— Этот эффект не нуждается в оценках, цифры говорят сами за себя: на строительство 15 детских садов нам удалось привлечь более 2,6 млрд руб. Найти эти средства в бюджете на решение проблемы длиной в несколько десятилетий было бы, мягко говоря, непросто.

— Какой объем инвестиций в проекты ГЧП может привлечь Томская область в ближайшие десять лет?

— Один только "ИНО Томск" до 2020 года предполагает 200-миллиардные инвестиции, и значительная часть проектов инновационного территориального центра концессионные, реализуемые на условиях государственно-частного партнерства.

Наш ежегодный инвестиционный потенциал и оборот исчисляется десятками миллиардов рублей. Томская область — один из лидеров в Сибири по объему инвестиций на душу населения, у нас хороший кредитный рейтинг и высокая оценка участия в пилотных проектов Агентства стратегических инициатив. И опыт, полученный от совместной работы с Газпромбанком, разумеется, мы используем в дальнейшей работе.

Интервью взял Сергей Иванов

Губернатор Томской области Сергей Жвачкин: "Нам удалось выстроить конструктивный диалог с руководителями федеральных министерств и ведомств, потому что концепция "ИНО Томск" реальная, а не воображаемая"

Вся лента