«Тангейзер» против войны, «Возвращение» против утраты

Объявлен шорт-лист Приза критики по итогам музыкального сезона-2014/15

На сайте Ассоциации музыкальных критиков Москвы (АМК) сегодня был опубликован шорт-лист первого ежегодного Приза критики по итогам российского музыкального сезона. После голосования участников Ассоциации в него вошли шесть номинантов. Среди них — новосибирский спектакль «Тангейзер», московский «военный» цикл Владимира Юровского, один фестиваль, один хор, еще одна опера и один ученый-искусствовед.

Фото: Григорий Котельников, Коммерсантъ

Ассоциация музыкальных критиков, учредившая первый на российской музыкальной сцене Приз критики по итогам концертного и музыкально-театрального сезона и намеренная сделать его присуждение ежегодным, огласила короткий список претендентов на приз, лидеров общего голосования членов ассоциации.

В него вошли шесть номинантов — людей и событий — сделавших, по мнению критиков, облик прошедшего концертного года в художественном смысле неповторимым. В списке предсказуемо нашлось место худруку Госоркестра, дирижеру Владимиру Юровскому, номинированному согласно экспертной формулировке шорт-листа «За цикл “Война и мир” как художественное и гражданское антивоенное высказывание» (нерядовая концертная серия пронзительного содержания, раритетного репертуара и выдающегося качества с комментариями дирижера прошла в самом конце сезона в Московской филармонии).

Не обойден вниманием сенсационный спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета «Сатьяграха» Филипа Гласса в постановке Тадеуша Штрасбергера и Оливера фон Донаньи («За репертуарный прорыв в российском оперном театре»).

Впервые в профессиональном премиальном контексте замечен хор — на это критиков сподвигли хор Пермского театра оперы и балета MusicAeterna (хормейстер — Виталий Полонский) и его «Выдающееся художественное качество и новаторская роль в оперных постановках».

Примечательно, что с коллективами, событиями и музыкантами в списке претендентов на приз конкурирует доктор искусствоведения и ведущий научный сотрудник Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину Полина Вайдман, эксперты не оставили равнодушными «Фундаментальную научную подготовку и выпуск первых томов полного собрания сочинения Чайковского, впервые представляющий авторские редакции, как итог многолетнего подвижнического труда по сохранению и изучению наследия композитора». Номинация Вайдман выглядит тем более весомо, что отмечает не только вклад ученого в науку и искусство, но и сам примечательный труд, способный перевернуть представления о классике русской музыки, судьба которого, при этом, не так очевидна, как кажется.

Еще одну строчку в коротком списке занял фестиваль камерной музыки «Возвращение»: его номинировали «За красоту программ, упорство и независимость в проведении фестиваля, а также новаторское доверие к публике». Речь идет об одном из самых интересных, причем не только уровнем участвующих солистов и ансамблей, но и репертуарным содержанием фестивалей камерной музыки в России, который в прошлом сезоне впервые среди академических проектов был проведен в значительной степени на средства публики, не пожелавшей расставаться с «Возвращением» даже при недостатке госфинансирования.

В шорт-лист также вошел спектакль Новосибирского театра оперы и балета «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина, ставший в прошлом сезоне поводом к грандиозному скандалу нехудожественного свойства, за которым последовало увольнение директора Бориса Мездрича и прекращение работы театра в том виде, в каком он существовал многие годы. Формулировка шорт-листа Приза критики: «За остроактуальную интерпретацию оперы Рихарда Вагнера Тимофеем Кулябиным, вызвавшую беспрецедентный общественный резонанс». При этом как формулировка, так и сам факт выдвижения говорят о том, что по мнению профессиональных экспертов художественные достоинства спектакля куда важнее административно-политического скандала, и спектакль было бы интереснее и важнее смотреть, чем довольствоваться невиданным резонансом мало кем увиденного спектакля.

Теперь участникам неформального профессионального объединения «Ассоциация музыкальных критиков Москвы» предстоит поспорить о победителе и выбрать голосованием своего лауреата, что, учитывая серьезную конкуренцию в коротком списке, вряд ли легкая задача. Тем не менее как-то она решится, а имя обладателя первого ежегодного Приза критики станет известно ровно через неделю, 19 октября.

Юлия Бедерова

Вся лента