Ужас с приставкой

Сумеют ли создатели «Паранормального явления 5: призраки в 3D» напугать зрителей

На экраны выходит новая, шестая серия фильма ужасов "Паранормальное явление". Релиз получает подзаголовок с многозначительной приставкой "3D" и должен стать финальной частью франшизы, где вся происходящая бесовщина наконец будет объяснена. Это может стать неплохим стимулом для потенциального зрителя.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Подробностей о производстве нынешней картины известно немного, даже точная сумма бюджета отчего-то не раскрыта, хотя все предыдущие фильмы, за исключением первых двух, укладывались в $5 млн. В качестве режиссера выступил Грегори Плоткин — человек пусть и без опыта режиссуры, зато монтировавший предыдущие пять частей франшизы, так что совершенно точно в теме. В актерах — ни одного известного лица, если не считать театральную актрису Халли Фут, снявшуюся в очень второстепенной роли. Ну и Кэти Фезерсон с одноименным персонажем не сходит с экрана уже шестой выпуск.

Главными людьми во франшизе остаются Джейсон Блам и Орен Пели. Блам специализируется на картинах с небольшим бюджетом, изрядная часть которых в результате становится либо кассово успешными, либо получает "Оскары", как работа Дэмьена Шазелла "Одержимость", взявшая три статуэтки на 87-й церемонии награждения (за 2014 год). Орен Пели придумал "Паранормальное явление", снял его в 2007 году за $15 тыс., показал на паре фестивалей и затем сумел договориться о продаже прав и съемках сиквелов с Paramount Pictures. Мейджор, почти ничего не переделывая, выпустил картину в мировой прокат и собрал $193,4 млн. Получается, что коэффициент кассового успеха (ККУ) фильма равен 12893,3. Это абсолютный рекорд в истории кино, и непонятно, есть ли возможность его как-то побить.

Сиквелы к "Явлению" начали выходить уже на следующий год. Их ККУ был уже не таким ошеломительным из-за возросших расходов на съемки, но сборы продолжали впечатлять. Вторая часть, увидевшая свет в октябре 2010-го, была реализована за $3 млн и собрала $177,5 млн (ККУ 59,16). Третий выпуск, показанный через год, заработал больше всех во франшизе — $207 млн, и только увеличившийся бюджет, $5 млн, не позволил превзойти вторую часть по ККУ — 51,75. Дальше сборы пошли по нисходящей: часть N4 принесла $142,8 млн, показав ККУ 28,56, а пятая, имевшая подзаголовок "Метка дьявола", не смогла заработать больше $90,9 млн, и ККУ у нее уже не такой задорный, хотя и красивый — 18,18. Не считая последнего релиза, Paramount и Блам с Пели потратили на производство $18,015 млн, а заработали $811,6 млн, что делает "Паранормальное явление" самой успешной кинофраншизой с ККУ 45,05. Как легко заметить, все ее части эксплуатируют прием "найденная пленка", когда происходящее на экране выдается за документальную съемку, найденную при странных обстоятельствах. Впервые к нему прибегли создатели итальянского хоррора "Ад каннибалов" 1980 года, но настоящую популярность он получает в конце 1990-х после "Ведьмы из Блэр". "Найденная пленка" становится штампом: в 2014-м, к примеру, прием встречается в 18 картинах, большинство из них — ужастики. Но в условном топ-5 самых кассовых "найденных пленок" (из которого исключены все "Паранормальные явления") можно встретить не только их. Замыкает список и вовсе молодежная комедия "Проект X: Дорвались" Нимы Нуризаде. Релиз 2012 года трудно назвать любимцем критиков: рейтинг на ресурсе Rotten Tomatoes 28%, общий настрой рецензий — "87 минут предсказуемого дебоша". Но на финансовой стороне это вообще не отразилось, и проект стоимостью $12 млн принес Warner Bros., рискнувшим вложиться в него, $102,7 млн, что дает приличный ККУ 8,55.

Четвертую позицию удерживает еще один неужастик — фильм катастроф "Навстречу шторму" Стива Куэйла. Эта постановка выбивается из общего ряда внушительным бюджетом: на создание убедительных торнадо и огненных вихрей было потрачено аж $50 млн. Так что даже при весьма приличных сборах $161,5 млн ККУ остается самым низким в пятерке — 3,23.

Начиная с третьего места и до самого верха рейтингом безраздельно владеют фильмы ужасов, в которых эффект "найденной пленки" работает особенно хорошо. Бронзовым призером является фильм "Хроника", созданный дебютантом Джошем Транком в 2012-м. Историю про подростков, которые овладевают телекинезом (по совершенно невероятной причине, как водится), удалось снять за $12 млн, что лишний раз подтвердило, насколько подешевели цифровые эффекты, а сборы составили $126,6 млн, что позволило добиться ККУ 10,55.

Вторую позицию оккупировал ужастик с привкусом научной фантастики, прошедший в 2008-м в России как "Монстро", но всему остальному миру известный как Cloverfield. К тому моменту прием с "найденной пленкой", субъективной камерой и относительно небольшим бюджетом еще не успел выйти в тираж, так что работа Мэтта Ривза, спродюсированная Джей Джей Абрамсом, при немалых $25 млн, вложенных в производство, отработала отлично, собрав в мировых кинотеатрах $170,8 млн (ККУ 6,83). Ну и вообще проект удался: критики его обласкали, а специализированная фантастическая кинопремия Saturn Awards выписала номинации на четыре своих статуэтки, а одну — за лучшую кинофантастику — даже отдала.

Первое место удерживает уже упомянутая "Ведьма из Блэр", показавшая, каким должен быть идеальный ужастик в стиле "найденная пленка". Легенда VHS-прокатов начала 2000-х, картина, одновременно умудрившаяся стать культовой и номинироваться на три "Золотых малины" (и одну, за худшую главную женскую роль, даже получить), была снята за $22,5 тыс. По некоторым сведениям, итоговые траты, включавшие раскрутку, потянули аж на $60 тыс., но давайте отталкиваться от первого значения. Тогда получится, что при итоговых $250 млн в кассе ККУ составляет великолепные 11363,6 пункта.

Вся лента