Служба проявит терпение

В четвертый антимонопольный пакет ФАС заложила передышку для бизнеса

Федеральная антимонопольная служба после слияния с Федеральной службой по тарифам готова отказаться от части своих притязаний по контролю над бизнесом и сосредоточиться на регулировании тарифов естественных монополий. Очередной пакет поправок к четвертому антимонопольному пакету, пройдя все стадии согласования, оказался в итоге достаточно либеральным.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова смягчить свои требования по контролю действий бизнеса — такой вывод можно сделать из текста поправок к так называемому четвертому антимонопольному пакету (есть в распоряжении "Ъ"), его глава ФАС Игорь Артемьев на вчерашнем заседании правительства пообещал принять в уже сентябре 2015 года.

ФАС занимается правкой закона "О защите конкуренции" с начала 2012 года. За три года четвертый антимонопольный пакет переписывался ведомством не один раз — как по требованиям других министерств, так и из-за претензий бизнес-объединений. В сентябре 2014 года документ наконец-то был внесен на рассмотрение Госдумы и уже в октябре одобрен в первом чтении. В январе 2015 года ФАС подготовила ко второму чтению объемный пакет поправок — они почти не касались спорных моментов основного документа, но в большом объеме включали в себя новые вопросы, которые в нем ранее не рассматривались.

В ходе множественных доработок (измененный текст поправок к пакету вносился в правительство и, соответственно, возвращался на доработку в апреле, мае, июне, июле и августе 2015 года) текст претерпел значительные изменения — были учтены замечания Минэкономики, Минюста и предпринимательских объединений. Так, из документа исчезли положения о возможности доступа ФАС к сведениям, являющимся налоговой тайной. Был сокращен перечень новых видов антимонопольных нарушений (в том числе нарушение в форме "дезорганизации", включающее в себя переманивание сотрудников на более высокую зарплату). Также было принято решение не вводить ответственность третьих лиц за разглашение коммерческой тайны.

Нынешняя редакция поправок, которая в июле--августе этого года проходила согласование в государственном правовом управлении (ГПУ) администрации президента, носит еще более либеральный характер. В частности, ФАС сняла замечания ГПУ к расширению института предупреждений и предостережений (эту норму поддерживали даже бизнес-объединения — "Деловая Россия" и РСПП). Также по требованиям правового управления из документа исключили положения о наделении ФАС правом определения порядка проведения электронных конкурсов и аукционов по приватизации государственного и муниципального имущества (ранее планировалось проведение очередного отбора электронных площадок для этих целей). Корректировки были внесены и в работу президиума ФАС: срок вынесения им решения сокращен с 15 до 5 дней. В мотивировочной части таких решений теперь будет запрещено ссылаться на разъяснения, данные коллегиальным органом ФАС по вопросам практики применения антимонопольного законодательства (иначе такие разъяснения приобретали бы нормативно-правовой характер). Правка по инициативе ГПУ затронула и порядок привлечения комиссией экспертов — их оплата должна осуществляется в соответствии с 44-ФЗ о госзакупках. Более четко оказались прописаны действия комиссии по рассмотрению антимонопольных дел — теперь рассматривать их предполагается только после ознакомления фигурантов с заключением ФАС и представления ими доводов.

Впрочем, ФАС удалось снять замечание правового управления к введению в четвертом антимонопольном пакете правил недискриминационного доступа для компаний, не являющихся субъектами естественных монополий. Также служба с подачи ГПУ избавилась от согласованной с бизнес-ассоциациями ("Деловой Россией" и "Опорой России") еще в 2013 году нормы о снятии антимонопольного контроля за закупками частных компаний (хотя ранее признавала, что частные компании отказываются от конкурентных способов закупок, опасаясь именно такого контроля).

Не планирует более служба и вводить в свою деятельность некоторые методы общемировой практики — как, например, обязательство включать в мотивировочную часть решения анализ рынка (за вычетом сведений, составляющих коммерческую тайну, как в США и ЕС). Без изменений, видимо, останется и степень контроля ведомства за уровнем экономической концентрации, хотя антимонопольная служба контролирует ежегодно в два-три раза больше слияний, чем контрольные органы США,— при несопоставимых размерах рынка.

Анастасия Мануйлова

Вся лента