Вы бы какой бизнес на Дальнем Востоке развивали?

Прямая речь

Ермолай Солженицын, старший партнер компании "Маккинзи":

— Здесь я бы стал рассуждать в рамках трех временных горизонтов. На сегодняшний день и в краткосрочной перспективе могут быть конкурентоспособными экспорт продуктов сельского хозяйства, а также некоторые категории сырьевого экспорта (хотя не все — по причине дорогой логистики и падения цен на энергоносители, металлы, уголь, железную руду). В среднесрочной перспективе логично наращивать экспорт сырья — это не должно нас смущать, если оно конкурентно на мировом рынке. В то же время может быть уместно установить некие требования к организации переработки сырья на Дальнем Востоке как условие для льгот и иностранных инвестиций в сырьевую палитру региона. Кроме того, целесообразно развивать новые логистические решения. Так как Дальний Восток географически близок к передовым рынкам Азиатского региона, то кроме встраивания в сырьевые цепочки хотелось бы увидеть его участие в экономике региона. А полноценная интеграция в азиатское экономическое пространство, в свою очередь, потребует новых масштабных решений в сфере образования и в иммиграционной политике, с тем чтобы добиться максимальной открытости и взаимопроникновения культур.

Давид Якобашвили, вице-президент РСПП:

— Прежде всего сельхозпроизводство. В регионе можно производить в достатке зерновые культуры, причем так, чтобы продавать их в Китай, Корею, другие страны Тихоокеанского бассейна. Для этого есть все условия, прежде всего хороший климат. Поскольку страны региона не включились в санкции, от них можно получить хорошее оборудование, создать базу кредитных ресурсов и поднять дальневосточные целинные земли. А еще сады, парники — регион и себя, и страну с той стороны накормит. Для какого-то прорыва в производственном кластере нет человеческих ресурсов, качественных специалистов, школы.

Антон Данилов-Данильян, сопредседатель "Деловой России":

— Если что-то развивать, то лишь то, что позволяет управлять через электронные системы или удаленные доступы, например консалтинг, какие-то элементы оптовой торговли, при соответствующей логистической организации, венчурные проекты. Дальний Восток реально далеко, чтобы управлять бизнесом с точки зрения физического присутствия. Я не настолько мобильный человек, как другие предприниматели. Но для такого бизнеса необходимы люди--носители знаний, постоянно проживающие в этом регионе. Только так развитие бизнеса может быть успешным.

Евгений Коган, управляющий директор компании "Московские партнеры":

— В первую очередь это бизнес, завязанный на торговле с Японией и Китаем. Вообще, Дальний Восток — это инструмент взаимодействия между российской, японской, китайской и корейской экономиками, и именно отсюда надо отталкиваться. Также интересны там инфраструктурные проекты. Инфраструктура всегда важна: именно с нее все начинается.

Андрей Мовчан, директор программы "Экономическая политика" Московского центра Карнеги:

— Если отвлечься от текущей экономической политики страны, то вариантов море. Дальний Восток — это великолепный выход на Тихий океан, где крупнейшие экономики мира — Китай и США. Там можно открывать все: от рыбопереработки до транспортного бизнеса. Кроме того, там неплохой климат — можно строить большие города, можно развивать индустрию, рассчитанную на США и Китай, например химическую промышленность, IT, самолетостроение. Но для этого нужна правовая защита рынка и инвесторов.

Владислав Тетюхин, член совета директоров компании "ВСМПО-Ависма":

— На Дальнем Востоке любой бизнес можно развивать, расширять или открывать. Но для начала нужно понять, что разочаровывает людей, которые живут на Дальнем Востоке и которые уезжают оттуда. Любая самодостаточная провинция более привлекательна как для простых людей, так и для бизнеса, чем сумасшедшая Москва. Но там должны быть культура, медицина, образование. Не должно быть обшарпанных домов, должен быть спорт, чтобы дети занимались, а не стремились в подворотни. Должна быть жизнь как в столице. Надо сделать все, чтобы люди не уезжали. Не будут уезжать — будет развиваться экономика, а какой бизнес развивать — уже сама жизнь подскажет.

Александр Идрисов, президент Strategy Partners Group:

— Дальний Восток обладает естественными преимуществами, такими как энергетические ресурсы, другие природные ископаемые, лес, биоресурсы океана и т. п. Интерес для инвесторов также представляют инвестиции в инфраструктуру (транспорт, энергетика, промышленное и жилищное строительство). Обсуждается ряд проектов в области туризма и агробизнеса. Но также не стоит недооценивать возможности выхода на довольно значительный рынок Евразийского союза (около 180 млн жителей). Даже с учетом сложной текущей экономической ситуации это интересная возможность с хорошим потенциалом роста в будущем. С учетом планов развития транспортной инфраструктуры возможность инвестирования в производство в России становится более реальной. При этом существенным фактором является то, что на Дальнем Востоке впервые созданы беспрецедентные для России условия для инвестиций. Это и ТОР, и Свободный порт, обеспечивающие широкий набор преференций для инвесторов и делающие эту территорию конкурентоспособной с точки зрения инвестиционной привлекательности.

Сергей Креков, президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость:

— Стратегия эффективного развития этого региона должна в первую очередь ориентироваться на внешний мир (точнее — Юго-Восточную Азию), а не на привязку к внутреннему спросу европейской части нашей стране. Локомотив Дальнего Востока — это дешевая ресурсная основа для производства. Иными словами, регион — своего рода Клондайк земного шара, на котором просто необходимо разрабатывать месторождения и строить высокотехнологичные производства по их переработке. Индустриализация Дальнего Востока должна идти через развитие нефтехимических производств, машиностроение, судостроение и судоремонт. Этот регион — перспективная и привлекательная площадка для международных инвесторов, которых в первую очередь интересуют уникальные местные характеристики для развития производств: большое количество ГЭС (самое дешевое электричество, поэтому гидроэнергетика здесь обладает максимальным потенциалом) и ни с чем не сравнимые природные ресурсы. Центром этой зоны и важной площадкой, связующим промышленным звеном между Европой и Юго-Восточной Азией я бы предложил сделать Иркутск. Город обладает универсальным месторасположением (устье двух рек — Лены и Енисея) для формирования единого транспортного канала в Северный морской путь. Из этого вытекает необходимость создания крупных портов в Енисейском и Оленекском заливах для дальнейшей интеграции речных перевозок в проект СМП с целью обеспечения ему дополнительного грузопотока. Реки должны стать вторым Шелковым путем, кровеносной логистической системой, которая поможет копаниям минимизировать издержки по доставке готовой продукции и активно развиваться. Сегодня самый большой грузооборот осуществляется по воде, и сезонность перевозок — общепринятая мировая реальность, под которую подстроились все компании, и она уже не является существенным фактором. Поэтому необходимо активно строить и развивать логистические центры, складские комплексы, наладить выпуск большого количества речного транспорта, желательно ледового класса. Это позволит максимально эффективно использовать судоходный период. Также необходимо дальнейшее развитие железнодорожных веток в Китай и Иран (через Казахстан, Узбекистан и Туркмению) с целью выхода к портам последнего. Как итог инвестору нужна готовая площадка, которой обладает именно Дальний Восток, и единственное, чего ему не хватает,— дешевой логистической инфраструктуры. Ну а дальше уже можно будет говорить о развитии других сопутствующих направлений бизнеса.

Дмитрий Пенязь, вице-спикер думы Владивостока, глава фракции "Единой России":

— На Дальнем Востоке необходимо развивать производство — металлообработку, деревообработку и т. д. Но нынешняя налоговая политика государства этому не способствует. Сейчас выгоден только бизнес "купи-продай", и в Приморье строятся не заводы, а склады для импортных товаров.

Надежда Багрова, директор Общественно-культурного центра Благовещенска, депутат гордумы Благовещенска:

— На Дальнем Востоке вроде все есть, но не хватает производства. В основном все занимаются куплей-продажей, а это в нынешних условиях не работает. Я считаю, что в Амурской области надо развивать свое производство, причем во всех видах деятельности. Сельское хозяйство у нас начало подниматься — надо продолжать в том же духе. Но мы ничего не шьем, потому что Китай под боком, который нас обеспечивает одеждой. У нас нет производства запчастей, автомобилей. Нужен стекольный завод. Вот все эти сферы нужно развивать, открывать фабрики и заводы.

Дмитрий Степченко, генеральный директор ООО "Стрела" (г .Анадырь):

— На Чукотке слабо развита сфера услуг. В большинстве сел ее попросту нет: негде постричься, починить обувь, отремонтировать технику, нет столовых, не говоря уже о гостиницах и прочем. Даже в столице региона Анадыре с этим проблемы. Между тем северяне не так уж плохо зарабатывают — они готовы тратить деньги на качественный сервис. Считаю, это просто непаханое поле для малого бизнеса. Тем более правительство Чукотского АО стало уделять большое внимание поддержке предпринимателей — и моральной, и правовой, и финансовой — в виде грантов. Тормозят развитие малого бизнеса сложности с получением кредитов и... лень, инертность жителей Чукотки. К сожалению, инициативных людей у нас не так много.

Яков Радченко, председатель региональной общественной палаты:

— На Дальнем Востоке в целом высокие номинальные доходы, большие расстояния, высокий уровень автомобилизации. Однако парк частных автомобилей один из самых старых среди федеральных округов. Дальневосточники только сейчас распробовали вкус новых дилерских машин. Открытие дилерских автоцентров, а тем более организация при них фирменного техобслуживания — отличный бизнес... Если брать промышленность, ресурсы, то выбрал бы золото. Отличный и романтичный бизнес, да и выбор есть: в пяти дальневосточных регионах немало запасов этого драгоценного металла"

Вся лента