Усейн Болт обогнал себя

Феноменальный ямайский спринтер выиграл стометровку, не будучи фаворитом

Самый выдающийся легкоатлет современности Усейн Болт одержал, может быть, самую трудную победу в своей жизни. В финале стометровки чемпионата мира в Пекине ямайский спринтер на одну сотую опередил выглядевшего ее фаворитом американца Джастина Гэтлина.

Вне контекста, что ли, триумф Усейна Болта в главном с точки зрения интереса публики номере программы любых крупных легкоатлетических состязаний смотрится довольно обыденным. Спринт — это вот уже полдесятилетия с лишним, начиная с Олимпиады 2008 года, которая тоже проходила в китайской столице, на том же стадионе «Птичье гнездо», его вотчина. Золото было для него девятым, добытым на мировых первенствах: больше ни у кого нет (по восемь — у американцев Карла Льюиса, Майкла Джонсона и Эллисон Феликс). А еще у Болта — шесть золотых олимпийских наград. А еще — куча, завоеванных на других турнирах. А еще — мировые рекорды. И результат, принесший ему победу вчера — 9,79, вообще-то на фоне рекорда на самой короткой дистанции — 9,58 — представляется каким-то практически «разминочным».

Но контекст, чтобы оценить то, что совершил Усейн Болт в Пекине, ни в коем случае нельзя забывать. Стометровку именно на основном старте сезона за период своего безраздельного владычества он проиграл лишь однажды. И это было не совсем, скажем так, «настоящее» поражение. Проиграл он ее на чемпионате мира 2011 года в корейском Тэгу не на дорожке, а из-за фальстарта. Так вот, чемпионат мира в Пекине грозился обернуться поражением «настоящим».

Во всяком случае, на это намекали два прошедших после предыдущего первенства — московского — года. По ходу них Усейн Болт постоянно жаловался на травмы, а его поклонники — на невысокие по сравнению с прежними скорости феномена. В нынешнем сезоне он, вообще, держался по собственным меркам удивительно скромно. Фамилия Болта не фигурировала даже в топ-пятерке быстрейших. А Джастин Гэтлин, ее безусловный лидер, превосходил ямайца на две головы. Более того, продолжал превосходить и в предварительных забегах в Пекине. Болт, например, в своем полуфинале был вынужден напрягаться изо всех сил, из-за заминки сразу отпустив всех конкурентов вперед. Гэтлину напрягаться не пришлось.

В общем, впервые Усейн Болт не был фаворитом. Телекамеры, перед тем как финалисты устроились на колодках, конечно, все равно ловили его знаменитые гримасы и ухмылки. Но фаворитом был Джастин Гэтлин, а журналисты, которые в последнее время были вынуждены освещать волны допинговых скандалов, накатывавших на легкую атлетику, готовились, видимо, описывать в этом смысле показательную биографию будущего пекинского победителя, в которой нашлось место аж двум дисквалификациям. Гэтлин пережил и двухлетнюю, и четырехлетнюю за повторное нарушение.

Но пережевывать тему не пришлось. Джастин Гэтлин выложился на дорожке по полной, вроде бы не допустил явных ошибок, но понять, что с Усейном Болтом ему не справиться, можно было еще за несколько метров до финиша. Все закончилось тем, чем заканчивалось и всегда,— победой ямайского феномена, которому, правда, теперь надо было не просто выступить на своем уровне, а преодолеть себя. Что же, преодоление вышло ничуть не менее эффектным.

Алексей Доспехов

Вся лента