У Польши глаза велики

Президент страны Анджей Дуда видит в России одну угрозу и требует войск НАТО в поддержку

Новый президент Польши Анджей Дуда начинает кампанию, цель которой убедить союзников по НАТО в необходимости укрепления восточных рубежей альянса. Эта тема станет одной из ключевых в ходе его первого зарубежного визита на новом посту: 23 августа, в годовщину подписания в 1939 году пакта Молотова--Риббентропа, предусматривавшего включение стран Балтии и восточных районов Польши в сферу интересов СССР, господин Дуда посетит Таллин. Собеседник "Ъ" в штаб-квартире НАТО дал понять, что в связи с действиями России на украинском направлении у Варшавы есть основания для беспокойства. В Москве же выдвигают ответные претензии, предупреждая: "милитаристский курс НАТО" может принять необратимый характер.

Фото: AFP

О том, что увеличение присутствия НАТО в Восточной Европе станет одним из внешнеполитических приоритетов Анджея Дуды, рассказал в интервью III программе Польского радио советник главы государства Кшиштоф Щерский. По его словам, ключевая цель Варшавы — создание постоянных баз НАТО в Центральной и Восточной Европе, в том числе и в Польше. Принять соответствующее решение, как надеются в канцелярии президента Дуды, удастся на следующем саммите альянса, который состоится в Варшаве в 2016 году.

Кшиштоф Щерский дал понять, что на данный момент консенсуса по этому вопросу среди стран--членов НАТО нет. В этой связи польское руководство решило начать дипломатический марафон с целью разъяснения целесообразности присутствия войск НАТО в Польше. За первые 100 дней президентства Анджей Дуда планирует совершить около 30 зарубежных визитов. Одной из ключевых поездок должна стать ноябрьская встреча на высшем уровне в Бухаресте — мини-саммит НАТО с участием лидеров стран--членов альянса из Восточной Европы. Первую же поездку за рубеж президент Дуда совершит в Эстонию — он отправится туда уже 23 августа.

"Дата визита выбрана неслучайно. Это провозглашенный Европарламентом (в 2009 году.— "Ъ") Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма, увязанный с датой подписания пакта Молотова--Риббентропа",— пояснил Кшиштоф Щерский. Принятый в 1939 году пакт среди прочего предусматривал включение стран Балтии, Финляндии, восточных областей Польши и Бессарабии в сферу интересов СССР. Сегодня, как считают в Варшаве, интересы Москвы также простираются далеко за пределы российской территории.

Анджей Дуда, который находится во главе государства ровно две недели, уже успел сделать ряд заявлений по поводу "угроз со стороны России" и роли НАТО в сохранении региональной стабильности. 6 августа, на церемонии инаугурации, он пообещал поставить перед альянсом вопрос о новых гарантиях безопасности "не только Польше, но и всей Центральной и Восточной Европе, оказавшейся в сложной геополитической ситуации". А позднее в интервью газете The Financial Times он раскритиковал НАТО за отношение к Польше как к "буферной зоне" между Западной Европой и Россией.

Впрочем, обвинить НАТО в бездействии сложно: после начала украинского кризиса альянс предпринял целый ряд шагов по укреплению своей обороноспособности. На саммите 2014 года в Уэльсе было объявлено о грядущем расширении "штабной и логистической инфраструктуры" НАТО в Восточной Европе. Представители стран альянса приняли решение об открытии многонациональных командных центров в Болгарии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Румынии. А США на основе двусторонних договоренностей начали переброску в регион тяжелой военной техники.

Польские власти, однако, считают, что этого недостаточно, и уже представили на рассмотрение союзников по НАТО Варшавскую инициативу стратегической адаптации — пакет предложений по укреплению присутствия альянса в Восточной Европе. Одна из ближайших возможностей детально обсудить инициативу — встреча министров обороны стран НАТО, которая состоится в Брюсселе 7-8 октября.

Источник "Ъ" в штаб-квартире НАТО вчера рассказал, что дискуссии о дальнейших мерах по усилению обороны восточных рубежей альянса только начинаются, так что строить какие-либо прогнозы на саммит в Варшаве преждевременно. При этом он добавил, что "чувство озабоченности" польского руководства можно понять, учитывая "продолжение Россией военной интервенции на Украине, милитаризацию страны, провокационный курс и риторику ее руководства, а также отсутствие какой-либо прозрачности при принятии Москвой решений".

После победы Анджея Дуды на выборах польские дипломатические собеседники "Ъ" давали понять, что в нынешних условиях потепления отношений между Варшавой и Москвой ожидать не стоит, по крайней мере до разрешения украинского кризиса. В Москве, в свою очередь, выдвигают ответные претензии, отводя Варшаве едва ли не главную роль в развитии конфликта с НАТО: МИД РФ ранее уличил "ряд польских официальных деятелей" в игре на повышение "градуса военной напряженности на так называемом восточном фланге альянса".

Павел Тарасенко, Галина Дудина

Вся лента