WiFi Calling: звонки по Wi-Fi-сети оператора

Wi-Fi Calling — это решение, позволяющее совершать голосовой и видеовызовы, а также обмениваться текстовыми сообщениями по базовой сети мобильного оператора через подключение к любой Wi-Fi-сети. Фактически оно решает проблему плохого качества голосовой услуги или ее полного отсутствия в помещениях без необходимости развития мобильной сети в отдельных зданиях. Все, что нужно – поддержка этой технологии сетями мобильного оператора и абонентское устройство, в котором реализована соответствующая функция («прошита» в смартфоне на системном уровне).

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Технологически Wi-Fi Calling (или Voice-over-Wi-Fi) – это продолжение услуги Voice-over-LTE (передача голосовых данных по сетям LTE), в основе которой – передача голоса по IP-протоколу. Принципиальное отличие WiFi Calling от существующих сервисов IP-телефонии (Skype или множества приложений, таких как WhatsApp, Viber, Facebook Messenger и пр.) заключается в том, что вызов осуществляется по базовой сети мобильного оператора и является обыкновенным телефонным вызовом с мобильного номера абонента.

«В настоящее время Wi-Fi Calling используется в основном для улучшения качества голосового покрытия внутри зданий, где по каким-либо причинам качество сотовой связи недостаточное и использование VoLTE невозможно. А «белые пятна» в покрытии могут присутствовать как и в пригородных домах, вдали от базовых станций, так и в густонаселённых районах, например, в зданиях, построенных с использованием энергосберегающих материалов, которые существенно затрудняют проникновение сотового сигнала. При отсутствии достаточной пропускной способности видеозвонки могут совершаться только через сеть Wi-Fi (даже если при этом голосовые соединения осуществляются в LTE). В этих случаях технология Wi-Fi Calling может выступать дополнением к VoLTE, что дает операторам возможность запускать услуги передачи голоса и видео на базе IMS даже на ранней стадии строительства сети LTE. Это позволит обеспечить лучший пользовательский опыт по сравнению с CSFB», - поясняет Сергей Воробьев, ведущий эксперт по развитию решений в области мобильного широкополосного доступа Ericsson в регионе Северная Европа и Центральная Азия.

В основе решения Wi-Fi Calling, разработанного шведской Ericsson, лежат улучшенное пакетное ядро EPC с поддержкой мобильного Wi-Fi (ePDG в сочетании с TWAG), и ядро IMS. Это решение полностью поддерживается всеми смартфонами с интегрированным функционалом Wi-Fi Calling.

Удобство для абонента

Основным преимущество Wi-Fi Calling для абонентов является, в первую очередь, возможность пользоваться услугами голосовой связи со своего смартфона при плохом покрытии мобильной сети или ее отсутствии. Находясь в кафе, расположенном в подвальном этаже, больше не нужно будет выходить на улицу для того, чтобы поймать сигнал, или загружать специальные приложения – соединение может быть установлено через Wi-Fi-роутер, который сегодня есть почти везде. То же самое касается как загородных домов с плохим покрытием мобильной связи, так и густонаселенных городских районов, где сигнал внутри помещения часто оставляет желать лучшего, при этом количество Wi-Fi-роутеров зашкаливает.

Смартфон, на котором установлен функционал Wi-Fi Calling, автоматически подключается к доступной Wi-Fi-сети в тот момент, когда сигнал мобильной связи становится слишком слабым для осуществления вызова или пропадает совсем.

Другое преимущество Wi-Fi Calling для абонента – возможность существенно сократить расходы на голосовую связь, в том числе на роуминг при звонках из-за границы на сети домашнего оператора. Во-первых, операторы не тарифицируют дополнительно голосовую связь по IP-протоколу. Во-вторых, поскольку передача голоса по Wi-Fi осуществляется по Интернету, вызов не привязан к географическому местонахождению звонящего. Звонки на номера в домашней сети из-за границы останутся бесплатными. При этом звонки на сети международных операторов тарифицируются, как обычно. Таким образом, находясь в командировке или на отдыхе за рубежом, в гостинице, где есть Wi-Fi, возможно совершать и принимать звонки, как если бы Вы находились в домашнем регионе.

«Поскольку соединения в Wi-Fi calling осуществляются через общедоступный интернет, абоненты могут получать доступ в сеть своего оператора связи из любой точки мира. Кроме этого, пользователи избавлены от необходимости устанавливать дополнительные приложения во время поездок за пределы домашней сети, а процесс пользования абонентским устройством ничем не отличается от привычного», - отмечает Воробьев.

Выгоды для операторов

Wi-Fi Calling способствует уменьшению оттока абонентов за счет улучшения качества покрытия голосовой и видеосвязи внутри здания, где, как правило, есть точки доступа к сети Wi-Fi. Технология передачи голоса по Wi-Fi-сетям может стать решающим аргументом для абонента при выборе оператора в случае, когда покрытие мобильной связи в квартире или доме отсутствует, или сигнал слабый, сеть перегружена и т.д.

Помимо повышения уровня лояльности абонентов и привлечения новых клиентов, для операторов может оказаться значимой и экономическая составляющая технологии. По оценкам специалистов Ericsson, для операторов значительно выгоднее переиспользовать огромное количество уже существующих в миреточек доступа к Wi-Fi-сетям, в том числе и домашние роутеры своих абонентов, нежели, например, вкладывать в стимулирование развития фемтосот, которые не пользуются особой популярностью среди россиян. С учетом того, что функционал для поддержки услуги Wi-Fi Calling изначально интегрирован в смартфоны производителем, операторам не потребуется тратить дополнительные средства на поддержку и развитие отдельных голосовых приложений (например, роуминговых).

Внедрение Wi-Fi-телефонии также открывает для операторов новые возможности в сфере конвергенции мобильной и фиксированной связи (FMC). Например, эта услуга дает мобильным операторам возможность занять место фиксированных в случаях, когда речь идет о клиентах из разряда небольших компаний, владеющих оптоволокном и собственной точкой доступа в своем офисе. Благодаря WiFi-телефонии, сотрудники офиса смогут сохранить свои фиксированные номера, заменив стационарные телефоны на смартфоны с поддержкой Wi-Fi Calling и продолжить пользоваться ими за пределами офиса. Кроме того, возможная интеграция между различными абонентскими устройствами (мобильный и стационарные телефоны, планшеты и STB-приставки) всех членов одной семьи также может способствовать сокращению оттока клиентов.

Сложности

Вместе с возможностями, которые открывает WiFi Calling как для абонентов, так и для операторов, новая технология ставит перед компаниями связи и производителями оборудования ряд непростых задач. Основная – отсутствие возможности перехода между 2G/3G-сетями и Wi-Fi. Возможность бесшовного перехода на сегодняшний день реализована только для сети LTE, т.к. в основе обеих технологий ядро IMS. Поэтому вне зоны действия Wi-Fi-роутера, при наличии LTE-покрытия, разговор не оборвется. «Пакетная передача данных снимает вопрос о том, какая сеть используется - Wi-Fi или сотовая, поскольку, теоретически, пакеты передаются тем маршрутом и с помощью той технологии, которая в данный момент является оптимальной для пользовательского опыта» - считает Воробьев.

Другая трудность для операторов, задача которых – предоставление качественных услуг голосовой связи, заключается в возможности предсказать и контролировать качество Wi-Fi-сетей. Оператор не имеет отношения к точке доступа, установленной пользователем, при этом именно от работы Wi-Fi-сети будет зависеть качество голосовых услуг, которые он предоставляет. Сложности могут быть вызваны помехами от соседней точки доступа, высокой загруженностью сети или большим радиусом действия роутера. Кроме того, современные Wi-Fi-технологии обеспечивают передачу больших объемов данных, однако качество передачи голоса зависит не столько от ширины канала, сколько от надежности и непрерывности передачи пакетов от абонентского устройства к точке доступа.

Еще один аспект, который также требует технологического решения – звонки в экстренные службы через Wi-Fi Calling, поскольку передача голоса через Интернет не позволяет получить данные о местоположении абонента. В Соединенных Штатах проблема вызова экстренных служб решается в момент активации пользователем услуги Wi-Fi Calling – он может завершить ее лишь после того, как в автоматическом режиме сообщит службе 911 свой домашний адрес. Сложнее обстоят дела с международными вызовами в экстренные службы, поскольку они не должны осуществляться через домашние сети абонента, находящегося в другой стране. Одним из решений этой проблемы специалисты Ericsson видят возможность настроить систему так, чтобы IMS-сеть автоматически распознавала подобные звонки и переводила их в домашние сети страны пребывания.

Помимо технологических задач, решение которых зависит от производителей оборудования и операторов связи, существует так же риск законодательных ограничений или просто недостаточной проработки юридического аспекта передачи голоса по Wi-Fi-сети в различных странах.

Wi-Fi Calling в мире

Примеров внедрения Wi-Fi Calling пока немного – полноценное предоставление этой услуги осуществляется в США операторами Sprint и T-Mobile, а также британским оператором EE. На подходе – американские AT&T и Verizon, британский Vodafone, сингапурская Singtel и другие компании, уже анонсировавшие планы по внедрению Wi-Fi Calling.

Разные операторы используют технологию и оказывают услугу по-разному. Абоненты американских операторов могут пользоваться Wi-Fi Calling, находясь в любой точке земного шара, в то время как EE позволяет своим клиентам совершать вызовы через Wi-Fi-сети, только находясь на территории Великобритании. По-разному оценивают операторы и перспективы новой технологии. Так, например, Wi-Fi Calling доступен абонентам EE уже с апреля этого года, в то время как запуск VoLTE на сетях оператора будет возможен только к концу лета. Руководство американской AT&T осенью прошлого года, в свою очередь, заявило, что компания не торопится с внедрением Wi-Fi Calling, рассматривая эту технологию, в первую очередь, для расширения возможностей LTE-сетей в дополнение к VoLTE. А потому внедрять эту технологию будет только после полноценного развертывания сетей четвертого поколения и внедрения VoLTE.

Что касается абонентских устройств, поддерживающих функцию Wi-Fi Calling, то их количество стремительно увеличивается. Если совсем недавно они ограничивались несколькими моделями смартфонов, то сегодня их предлагает большинство основных производителей: Samsung, Apple, LG, Alcatel, Nokia, Sony, ZTE, Microsoft.

Россия

Российские операторы пока не анонсируют сроки запуска или перспективы внедрения Wi-Fi Calling на своих сетях, и заняты развитием LTE и WCDMA технологии в зданиях. При этом, однако, основные операторы также рассматривают и эту технологию, прежде всего, как дополнение к услуге VoLTE.

«Мы видим перспективу в развитии технологии Voice over Wi-Fi (или Wi-Fi Calling), позволяющей передавать голосовые вызовы через Wi-Fi, так как при реализации функционала передачи голоса в сетях LTE (VoLTE) она даст операторам возможность улучшить качество связи внутри помещений со слабым проникновением сигнала, разгрузить сеть радиодоступа в местах интенсивного потребления трафика, а также снизить расходы абонентов на роуминг, - рассказывает руководитель по направлению со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. – Мы технологически готовы поддерживать технологию Voice over Wi-Fi. Для этого у нас создано ядро IMS (IP Multimedia Subsystem), вокруг которого в будущем будет строиться технология VoLTE. Однако на сегодня в России существуют регуляторные и технологические препятствия для развития Voice over Wi-Fi».

По его словам, в России отсутствует нормативно-правовая база, определяющая принципы маршрутизации голосовых вызовов из сетей передачи данных в телефонную сеть общего пользования, а также обеспечения СОРМ. кроме того, пока еще на рынке нет достаточного проникновения мобильных терминалов, поддерживающих на уровне ядра и операционной системы технологию Voice over Wi-Fi.

«Услуга Wi-Fi Calling нами внедряется на сети, и мы верим в ее востребованность со временем», - сообщила пресс-секретарь «Мегафона» Алия Бекетова, добавив, что компания также прорабатывает вопрос пользовательских устройств, поддерживающих эту функцию.

Вся лента