Россиянам не нравится религия для других

Но сами граждане обращаются к вере все чаще

Россияне стали относиться к распространению религиозных верований значительно хуже, чем 25 лет назад. В то же время стало гораздо больше тех, кому вера помогает — каждый день или время от времени. Такие настроения выявил ВЦИОМ в ходе последнего опроса. Социологи связывают это с исчезновением моды на религию и с тем, что вера становится «делом частного уклада». В РПЦ же считают, что народ «стал мудрее» и возвращается к «традиционным религиям» от сект и радикального ислама.

Россияне стали относиться к распространению веры хуже, чем 25 лет назад, когда Россия перестала быть страной «воинствующего атеизма», об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. Доля тех, кто одобряет популяризацию веры, сократилось до 36%, хотя в 1990 году это одобряли 61%. Причем 23% опрошенных считают, что религиозные убеждения вредны обществу. Четверть века назад так думали лишь 3%. Меньше стало тех, кто лично на себе чувствует благотворное влияние религии,— 33% граждан, в 1990 году таких было 41%. А количество россиян, ощущающих на себе «вред», выросло в шесть раз — с 3% до 18%.

Несмотря на это, вера помогает в повседневной жизни, как это признал каждый четвертый (25%) из опрошенных. В 1990 году таких людей было всего 5%. Еще почти треть респондентов отмечает, что обращаются за поддержкой к религии время от времени. В начале девяностых их было 18%. Число тех, кому вера не помогала никогда в жизни, сократилось с 55% до 39%.

При этом возведение храмов близкой по духу веры недалеко от своих домов одобряет 48% граждан РФ. Лишь 7% мешали бы их строительству, еще 11% были бы против, но никаких шагов не предпринимали бы. Но если речь заходит о строительстве храма иноверцев, то помешать этому попытался бы каждый пятый россиянин. Это в пять раз больше, чем в 1990 году. Еще 23% россиян мешать не стали бы, но отнеслись бы к возведению храма чужой религии отрицательно (четверть века назад их было 9%). С одобрением к строительству храмов чуждой конфессии относятся 20% россиян.

Директор ВЦИОМа по коммуникациям Алексей Фирсов связывает перемены в умонастроениях с тем, что в начале 90-х верить было модно в связи «со снятием политических ограничений». Кроме того, за прошедшие годы понятия «вера» и «церковь» существенно удалились друг от друга, отмечает эксперт. Рост тех, кто регулярно обращается к религии, господин Фирсов связывает с тем, что «религия, утрачивая свои институциональные позиции, все больше становится делом частного уклада, повседневного внимания».

Протоирей Русской православной церкви Всеволод Чаплин связывает это с тем, что «общество стало мудрее». Он отметил, что в 90-е «псевдорелигиозные секты» и «радикальные интерпретации ислама» принесли «несчастье многим людям». Сегодня люди возвращаются к «своим традиционным религиям». «Это естественный процесс: люди, после того как были отторгнуты от веры, к ней возвратились»,— считает господин Чаплин. По его оценкам, «регулярную религиозную практику» имеет треть населения — россияне «молятся, посещают храмы, имеют дома иконы и религиозную литературу».

Максим Жабко


Как в Москве появилось протестное движение недовольных православной застройкой парков

В Москве в 2014 году появилось протестное движение, состоящее из горожан, недовольных православной застройкой парков. Встроиться в него пытаются различные партии, но защитники парков и скверов готовы сами бороться за места в городском заксобрании. Представители московских инициативных групп, пытающихся бороться с храмовой застройкой, постоянно напоминают, что они не против храмов как таковых, и стараются максимально дистанцироваться от любых политических сил. Читайте подробнее

Вся лента