Прощание с гитарой

Борис Барабанов о сотом альбоме Фрэнка Заппы

Вышел в свет последний альбом Фрэнка Заппы. Эта новость может показаться сомнительной. За 21 год, прошедший со смерти музыканта от рака предстательной железы, его семья издала 38 альбомов, и в то, что на диске "Dance Me This" они остановятся, верится с трудом. Однако этот альбом продвигается именно как последняя глава феноменального каталога, насчитывающего сто наименований. То есть "Dance Me This" — это буквально сотый альбом мастера. Вдова Заппы, Гейл, начала готовить его к выпуску в 2011 году, когда более или менее разгребла завалы прочего наследия. Именно из ее уст поклонники услышали сообщение о том, что альбом завершает публикацию каталога Заппы.

Незадолго до своей смерти Фрэнк Заппа говорил об альбоме "Dance Me This" как о записанной при помощи синклавира музыке для трупп, исполняющих современный танец. Синклавир, один из ранних цифровых синтезаторов, стал одним из основных инструментов, с помощью которых творил Заппа, еще в 1984 году. Музыкант постепенно переключался на современные клавишные и с годами все меньше работал с гитарой. Альбомы, выпущенные вскоре после его смерти, в 1994 году, свидетельствуют, что музыкант в свой последний период окончательно перешел на синтезаторы.

Под обложкой "Dance Me This" разместились композиции, родившиеся в разные периоды и объединенные в законченное высказывание в 1993 году. Некоторые зрели на протяжении нескольких лет, некоторые родились в течение недели, предшествовавшей записи. В итоге получилась следующая картина. Альбом начинается с нескольких вполне джазовых по духу вещей. Заглавная тема "Dance Me This" вообще прекрасно ложится в любой самый мейнстримовый контекст. С небольшой поправкой: достаточно быстро в дело вступают специальные гости Фрэнка Заппы. В мирный ход вещей вмешивается горловое пение тувинской группы "Хуун-Хуур-Ту", с которой Фрэнк Заппа познакомился в том же 1993 году. Это был период, когда "Хуун-Хуур-Ту" уже активно гастролировали в США. Фрэнк Заппа был настолько очарован их голосами, что дал им разойтись во всю широту таланта.

В принципе, это хорошо узнаваемый трюк Заппы. Как только в голову приходит мысль о том, что вот же, вот может же написать так, чтобы было всем понятно, немедленно вмешивается какая-то третья сила, мешающая воспринимать произведение на банальном "рингтоновом" уровне. Этому у Заппы научились авангардисты по всему миру, от Тома Уэйтса до группы "Аукцыон".

За "Dance Me This" следует ритмически довольно очевидно организованная вещь "Pachuco Gavotte", напоминающая об изысканиях в области разной старой музыки, которой увлекался Заппа в последние годы жизни. Середина альбома — это состоящая из пяти частей типично авангардистская "Wolf Harbor", в которой сложно уловить хоть какую-то мелодическую идею. А следом идет "Goat Polo", то есть буквально "Козлиное поло", трек, где резко выдвигаются на первый план голоса тувинцев.

В целом вторая часть альбома базируется на клавишных импровизациях. По воспоминаниям клавишника и сопродюсера альбома Тодда Ивеги, в какой-то момент сын Фрэнка Заппы, Дуизил, завез в студию гитары и всю сопутствующую им гору аппаратуры. Однако традиционно звучащая электрогитара представлена только на заглавном треке.

Считается, что в день его записи Фрэнк Заппа играл на гитаре в последний раз в жизни. Она звучит величественно и полнокровно.

Frank Zappa "Dance Me This" (Value Price)
www.zappa.com

 

Другие музыкальные альбомы недели

Skye “In A Low Light”

Издатель PledgeMusic

Подробнее об альбоме


Al Di Meola ”Elysium”

Издатель Inakustik

Подробнее об альбоме


Bill Ward ”Accountable Beasts”

Издатель Aston Cross Music

Подробнее об альбоме


SOAK ”Before We Forgot How To Dream”

Издатель Rough Trade

Подробнее об альбоме


Вся лента