"Мессенджеры — это последний оплот мобильного спама"

В России может появиться агентство по борьбе с мобильным спамом. По данным газеты "Коммерсантъ", инициативой займется Общественная палата. Изначально изменения в законодательство попросил внести проект "Стопспам". Аналитик агентства Telecom Daily Илья Шатилин ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Оксаны Барыкиной.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Через специальное ведомство абонент сможет отказаться от любых рассылок, в том числе тех, на которые подписался предыдущий владелец номера. Рассылки могут быть как в виде SMS, так и в мобильных мессенджерах WhatsApp и Viber.

— Как вы считаете, эта схема, которую предлагают, работать будет?

— Что касается SMS-спама, то уже сейчас это работает достаточно успешно. После прошлогодних изменений в законах связи, когда операторов больше не обязывают оставлять все сообщения, которые адресованы на номер того или иного абонента. Что касается мессенджеров, то здесь достаточно спорная ситуация, потому что без взаимодействия с администрацией этих мессенджеров ничего не получится технически. Насколько все эти компании, преимущественно западные, вообще пойдут на сотрудничество с этим агентством, которое будет создано, пока, к сожалению, не понятно, об этом ничего не говорится.

— С точки зрения законодательной базы?

— С точки зрения законодательной базы, законы регламентируют сейчас именно SMS, про мессенджеры ничего не говорится. Соответственно, есть запрет на рассылку сообщений по электронной почте, но, насколько я понимаю, мессенджеры юридически к этому не относятся. Возможно, если какие-то внести поправки дополнительные, четко прописать, что это запрещено, чем это карается, тогда, может быть, это будет работать. Но, скорее, эффективнее будет техническая блокировка. В принципе, важно понимать, что сами компании-владельцы мессенджеров занимаются с разной степенью успешности блокировкой спама, разрабатывают механизмы, спамеры их обходят, потом появляются новые механизмы блокировки. В общем, процесс идет.

К сожалению, это очень важно, потому что, если с SMS-спамом бороться научились, то мессенджеры — это последний оплот мобильного спама, наиболее раздражающий, в электронной почте вы можете эти сообщения либо не увидеть, потому что оно сразу попадает в папку "Спам", или просто по теме или по отравителю увидеть, что это спам, и не читать его, а телефон ваш пиликнет, вы его возьмете, разблокируете, прочитаете сообщение, увидите, что это спам — это очень раздражает, поэтому бороться с этим, конечно, нужно в первую очередь.

— А победить его можно вообще? Вы говорите, что сейчас борьба идет, насколько она эффективна?

— С переменным успехом, бывают волны, когда приходит большое количество спама, потом может несколько недель какой-то очередной механизм работать нормально, и спамерам не удается его обойти, потом придумывается какой-нибудь новый способ, какая-нибудь уязвимость, с помощью которой можно рассылать эти сообщения. Самая главная, наверное, проблема, корень в том, что спам имеет какую-то эффективность, какой-то отклик, порядка 0,5% примерно. Соответственно, пока есть люди, которые покупают товары и услуги у спамеров, он будет существовать, потому что, спам не очень эффективный способ рекламы по соотношению отправленных сообщений и откликов, но поскольку он очень дешевый, то все равно это имеет, с сожалению, какой-то эффект для маленьких компаний, которым не важна репутация, они этим пользуются и довольны.

— Насколько затратной такая борьба может стать?

— Это все очень сложно посчитать, потому что, честно говоря, я даже затрудняюсь ответить, понятно, что, если говорим о программных способах защиты, то это просто работа программистов, которые занимаются поиском уязвимости и каких-то способов закрытия этих дыр и так далее. Если мы говорим о законодательной инициативе в России, то, понятное дело, что можно под это дело выделить какие-то деньги, их как-то освоить, непонятно, с каким эффектом, и, сами понимаете, как у нас все делается.

Вся лента