«Кольскую» не вернули следствию

Назначены слушания дела о катастрофе на буровой

Родственникам погибших при крушении буровой платформы «Кольская» Первомайский суд Мурманска отказал в возвращении уголовного дела о катастрофе на доследование. Трагедия произошла в декабре 2011 года — платформа затонула при буксировке в Охотском море, из 67 человек экипажа и специалистов удалось спасти лишь 14 человек. Перед судом предстали два бывших топ-менеджера компании-судовладельца ОАО «Арктикморнефтегазразведка», потерпевшие считают, что обвиняемых должно быть больше.

Фото: Максим Пилотов, Коммерсантъ

Платформа «Кольская», которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась 18 декабря 2011 года во время сильного шторма в 200 км от Сахалина. 53 человека, находившиеся на борту, погибли. По результатам расследования обвинение в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц» (ст. 263 УК РФ) было предъявлено бывшим и. о. главного инженера ОАО «Арктикморнефтегазразведка» Леониду Бордзиловскому и и. о. заместителя генерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану. После завершения расследования родственники погибших развернули борьбу за то, чтобы дело рассматривалось в Мурманске, где проживает большинство из них. Так и получилось.

Как сообщили “Ъ” представители транспортной прокуратуры, поддерживающие обвинение в суде, «по делу допрошено около 200 свидетелей и потерпевших, было проведено большое количество обысков и выемок, а также почти 60 экспертиз. Это и ситуационная, и судебно-медицинские, и сложная технико-ситуационная экспертиза. Уголовное дело насчитывает 25 томов».

На предварительных слушаниях потерпевшие и их адвокаты заявили ходатайства о возвращении уголовного дела на доследование. Они считают, что в качестве обвиняемых, помимо нынешних подсудимых, необходимо привлечь и других руководителей предприятия-судовладельца. Кстати, многие потерпевшие подсудимых виновными не считают. «У платформы была нарушена жесткость конструкции, и она утонула,— заявила “Ъ”, в частности, дочь ответственного за буксировку Михаила Терсина.— Это вина руководства технического отдела, регистра, начальника флота, назначенного лица компании, но не Бордзиловского и Лихвана».

Адвокаты потерпевших считают, что суд не учел целый ряд фактов, требующих доследования. В частности, по мнению адвокатов, «большой вопрос вызывает сама буксировка “Кольской” и ее техническое состояние перед выходом в штормовое море». «Родственники не имеют никаких материальных претензий,— добавил адвокат потерпевших Александр Ляшенко.— Они только хотят привлечь виновных к ответственности».

В свою очередь, обвиняемый Леонид Бордзиловский заявил ходатайство о прекращении в отношении него уголовного преследования за отсутствием состава преступления. Суд отказал ему, поскольку, по мнению судьи, невозможно определить его обязанности в отношении буровой без судебного следствия.

Члены семей погибших настаивали на возвращении уголовного дела в прокуратуру еще и потому, что, по их мнению, причины происшествия полноценно не установлены. Кроме того, они требовали исключить из списка доказательств заключения документальной судебной экспертизы и комплексной технико-эксплуатационной экспертизы причин гибели буровой.

Во всех этих ходатайствах было отказано. «Суд счел возможным судебное следствие,— заявили “Ъ” в Первомайском суде.— При рассмотрении дела по существу участники процесса не лишены возможности вновь заявить свои ходатайства».

Максим Пилотов, Мурманск

Вся лента