ВЭБ ограничат в конкуренции

Из законопроекта о расширении его функций исключили ряд неудобных положений

Сбербанку удалось добиться устранения рисков конкуренции со стороны ВЭБа после расширения функционала госкорпорации. Проведение типично банковских операций ВЭБом будет предварительно одобряться набсоветом госкорпорации, а перечень компаний, чьи средства ВЭБ сможет привлекать на депозиты, ограничен. По мнению экспертов, такой компромисс упростит вхождение госкорпорации на рынок, так как снизит риски противодействия со стороны крупнейших коммерческих банков.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

О том что, законопроект о наделении ВЭБа новыми функциями, за счет которых он мог бы конкурировать с крупнейшими коммерческими банками, будет существенно переработан, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в правительстве. По его словам, решение о пересмотре нового функционала ВЭБа было принято на совещании в аппарате правительства с представителями Минэкономики, Минфина, ЦБ и ВЭБа. «Правительство пошло на компромисс по вопросу расширения полномочий ВЭБа, прислушавшись к замечаниям Сбербанка и ЦБ»,— отмечает он. Так, предполагается, что ВЭБ сможет выдавать поручительства и гарантии, не связанные с его участием в проекте, только по решению набсовета госкорпорации. Кроме того, ВЭБ сможет привлекать лишь средства юридических лиц и входящих в одну с ними группу компаний, задействованных в проектах с участием ВЭБа. «Новый законопроект будет базироваться на принципе отсутствия конкуренции с коммерческими банками»,— отмечает источник агентства.

О появлении инициативы расширить функционал ВЭБа “Ъ” сообщал 15 апреля. В начале июня глава Сбербанка Герман Греф направил премьер-министру Дмитрию Медведеву и первому вице-премьеру Игорю Шувалову письмо с резкой критикой законопроекта (см. “Ъ” от 9 июня). Изначально предполагалось, что ВЭБ получит право открывать и вести банковские счета юридических лиц, корсчета в ЦБ, российских и иностранных банках. Планировалось также, что госкорпорация сможет осуществлять денежные переводы по поручению физических и юридических лиц, инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, а также работать на межбанке, заниматься операциями с драгметаллами и драгоценными камнями, выдавать банковские гарантии «для целей, в том числе не связанных с инвестиционными проектами, в которых участвует ВЭБ». Герман Греф отмечал, что ВЭБ вступает в прямую конкуренцию с коммерческими банками, что приведет к уменьшению объема и удорожанию стоимости ресурсной базы коммерческих банков, а также к снижению объема кредитования в экономике. На риски перетока части клиентов из коммерческих банков в ВЭБ, а также искажения ценообразования на банковском рынке указывали и в ЦБ.

«Не исключено, что опасения коммерческих игроков были несколько преувеличены, так как нет гарантий того, что ВЭБ оперативно начал бы привлекать депозиты юридических лиц по ставкам выше рыночных,— отмечает заместитель директора группы “Рейтинги финансовых институтов” S&P Сергей Вороненко.— Если ВЭБ построил бы процесс работы с клиентом на общих принципах конкуренции, то это даже оживило бы рынок». В то же время в условиях текущей волатильности устранение рисков конкуренции из законопроекта может упростить его вхождение на рынок, так как этот процесс будет менее болезненным для рынка в целом, заключает он.

Ольга Шестопал


Почему ВЭБ станет ближе к банкам

В апреле Минэкономики подготовило поправки к законодательству, запускающие механизм финансирования спецпроектов Внешэкономбанка (ВЭБ) со статусом «общегосударственных, стратегических и приоритетных». В результате ряд проектов, которые поручены госкорпорации президентом или правительством, как, например, олимпийские стройки или платиновое месторождение Дарвендейл в Зимбабве, будут финансироваться государством, в том числе путем корректировки бюджета текущего года. Читайте подробнее

Вся лента