"ЮТэйр" уговорила банки

и снизит заявку на госгарантии

Группа "ЮТэйр" близка к договоренности по реструктуризации своих долгов, в конце 2014 года достигавших 168 млрд руб., и может до 9 млрд руб. сократить объем заявки на госгарантии по кредитам. Часть банков согласилась на условия реструктуризации без дополнительных гарантий, удовлетворившись обновленной бизнес-моделью "ЮТэйр". Но теперь для одобрения уменьшенной заявки на госгарантии придется проходить процедуру заново.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

"ЮТэйр" планирует представить в правительство сниженную заявку на госгарантии по кредитам, сообщил гендиректор группы Андрей Мартиросов. По его словам, часть банков согласилась реструктурировать долг без госгарантий. Источник "Ъ", близкий к ситуации, уточнил, что заявка может снизиться вдвое — до чуть более 9 млрд руб. В середине апреля комиссия при Минэкономики уже одобрила заявку компании на госгарантии на 19,2 млрд руб. Вчера в Минэкономики пояснили, что пока заявка от "ЮТэйр" в межведомственную комиссию не поступала. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова (возглавляет комиссию) отказались от комментариев.

Как рассказал "Ъ" источник, близкий к одному из кредиторов "ЮТэйр", в начале июня авиакомпания разослала терм-шит (предварительное соглашение, не имеющее юридической силы), идет согласование условий реструктуризации с кредиторами, часть из них готова поддержать план. Так, по его информации, банк "Россия", которому "ЮТэйр" должна около 8 млрд руб., не планирует подавать новых исков. Первый зампред Сбербанка Максим Полетаев сообщил "Ъ", что банк подписал терм-шит с Райффайзенбанком (консультант "ЮТэйр"). После того как документ согласуют и подпишут еще два банка-кредитора, стороны обратятся в межведомственную комиссию, структурируют синдицированный кредит, после чего должна быть выдана госгарантия. ""ЮТэйр" сейчас очень прозрачна с точки зрения cash-flow и отношений с кредиторами, поэтому в течение пяти--семи лет к ней не будет вопросов",— отметил господин Полетаев.

На новые условия согласился и один из наиболее жестких кредиторов — Альфа-банк,— рассказал господин Мартиросов. В феврале банк вступил в дело о банкротстве перевозчика, подав 15 исков о взыскании с "ЮТэйр" долгов на сумму около $65,5 млн и 23 млн руб. Но в мае стороны достигли договоренностей о реструктуризации задолженности, удлинив сроки финансирования и предоставив два новых кредита от 7 до 12 лет с льготным периодом погашения основного долга. В середине апреля акционеры "ЮТэйр" (60,7% акций у НПФ "Сургутнефтегаз") одобрили два синдицированных кредита на 56,5 млрд руб.— 29,5 млрд руб. под 14% на семь лет и 27 млрд руб. под 0,01% на 12 лет (может быть заменен бондами). Вчера господин Мартиросов заявил, что долг перед Альфа-банком, который "необходимо покрыть госгарантиями, сократился". В банке и "ЮТэйр" отказались от дополнительных комментариев.

Глава управления инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка (консультант "ЮТэйр") Олег Гордиенко пояснил "Ъ", что первоначально госгарантии были рассчитаны "с запасом" по высокому курсу доллара и покрывали и долг перед Альфа-банком, и векселя, купленные "Сургутнефтегазом". Новые условия, говорит он, предполагают, что госгарантия "покроет 50% от семилетнего кредита, в который пойдет 40% синдицированного кредита, еще 60% кредита предполагается к реструктуризации в 12-летний срок".

На конец 2014 года финансовый долг "ЮТэйр" составлял 73 млрд руб., с учетом лизинга — 167,8 млрд руб. Отношение долга к EBITDA прогнозируется в 8,2 в 2015 году, 7,2 — в 2016 году и в среднем 4,2 — в 2017-2020 годах. По итогам 2014 года компания получила чистый убыток в размере 22,3 млрд руб. по РСБУ, а выручка упала на 3,71%, до 70,9 млрд руб. Поддержку "ЮТэйр" оказывал и "Сургутнефтегаз". В конце прошлой недели глава компании Владимир Богданов заявил: "Если бы не поддержка акционера, перевозчик бы обанкротился". Вчера акционеры "ЮТэйр" одобрили допэмиссию акций на 3,1 млрд руб. в пользу дочерней компании НПФ "Сургутнефтегаз" "АК-Инвест".

Окончательно судьба "ЮТэйр", по словам источника "Ъ", решится в начале июля на заседании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Однако собеседник "Ъ" в правительстве заявил, что в ближайшее время заседаний комиссии не планируется.

Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что "ЮТэйр" провела мощную реструктуризацию и к концу летнего сезона перевозчику будет чуть легче. Но эксперт добавил, что общая ситуация на авиарынке пока не дает особых поводов для оптимизма.

Елизавета Кузнецова, Елена Киселева, Ольга Шестопал

Вся лента