Климат оценят рейтингом

Экономическая политика

Проектные офисы по улучшению инвестиционного климата будут создаваться в каждом регионе РФ — об этом объявил на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин. Представленный там же, на форуме, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата будет базовым для их работы — это повышает важность поддержания альтернативных финансовых инструментов.

По словам Игоря Шувалова (в центре), национальный рейтинг позволяет не просто "продемонстрировать миру, какие мы", он дает возможность измениться в лучшую сторону

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Идея создания проектных офисов была высказана президентом в выступлении на пленарном заседании ПМЭФа 19 июня. По словам Владимира Путина, при оценке успехов регионов в улучшении инвестиционного климата правительство будет ориентироваться на данные национального рейтинга. Сам рейтинг, разрабатываемый с 2014 года группой окологосударственных структур и деловых объединений, был представлен на ПМЭФе за несколько часов до выступления президента. Его презентовал Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации.

"Ренессанс" рейтинга состояния инвестклимата в России, и в частности на ПМЭФе, объясняется совпадением сразу нескольких обстоятельств. Во-первых, впервые с 2009-2010 годов, когда тема регионального инвестклимата интересовала правительство всерьез, меняются регионы--лидеры по этому показателю. Это естественный процесс: на пике инвестиционной привлекательности в наиболее благополучных регионах резко растет конкуренция потенциальных инвесторов за ресурсы, и это вызывает спрос на альтернативные предложения. 2015 год — начало смены регионов-лидеров, что отмечал господин Иванов на ПМЭФе, комментируя появление в десятке лидеров национального рейтинга Тамбовской и Тульской областей.

Во-вторых, 2015 год — период нестабильности в региональных финансах. Инструменты измерения ситуации с инвестклиматом-- это востребованная информация о реальной работе региональной власти с предпринимательским сообществом, полезная в том числе в прогностических целях. В этой части, впрочем, нацрейтинг во многом уступает частным продуктам с возможностью динамического обновления, например инвестиционному рейтингу регионов агентства RAEX. С другой стороны, в сравнении с Национальным рейтингом RAEX проигрывает в масштабе опросной составляющей (она обеспечивается в Национальном рейтинге более существенными ресурсами разработчиков — АСИ, РСПП, "Деловой России").

Еще один пункт в пользу нового рейтинга: в связи с целым рядом обстоятельств, среди которых не только экономический спад, но и, например, особенности развития банковской и пенсионной системы, в 2015-2016 годах существенно начнет расти объем регионального и муниципального госдолгов. Поэтому спрос на новые рейтинговые продукты наряду с классическими оценками надежности заемщика, продуктами рейтинговых агентств "большой тройки" — S&P, Fitch и Moody`s, чья экспертиза является финансовой, должен увеличиваться. В этой ситуации востребованность как "рейтинговых экспериментов" на национальном уровне, так и нишевых рейтингов классических и неклассических моделей неизбежно увеличивается.

Наиболее же интересно, сумеет ли Национальный рейтинг получить статус "государственного" в понимании администрации президента. Напомним, измерение эффективности работы губернаторов, в том числе в сфере инвестклимата, обычно производится по системе ключевых показателей. Владимир Путин анонсировал небольшую революцию в этой сфере: впервые на системной основе внешний рейтинг, каким является Национальный рейтинг, будет использован как способ измерения эффективности региональных администраций. Отметим, это же открывает новые возможности для коммерческих рейтингов: при наличии у основного рейтинга специального госстатуса, какой 19 июня получил Национальный рейтинг, рыночные агенты почти всегда дублируют свои системы оценки данными альтернативных систем рейтингования.

Дмитрий Бутрин

Вся лента