«Решение Центробанка по "Росгосстраху" — долгожданное событие»

ЦБ запретил компании заключать новые договоры ОСАГО

Банк России ограничил действие лицензии "Росгосстраха" на страхование по ОСАГО. Согласно заявлению ЦБ, решение принято в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО. Президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Алексея Корнеева.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— Как вы думаете, с чем связано решение Центробанка, учитывая заявление "Росгосстраха" о том, что в компании с начала 2015 года заключено более 5,5 млн договоров, с 2014 — более 18 млн, а вот число предписаний — всего немногим более 300, это тысячные доли процента от заключенных договоров по всей стране. Связано ли это с самим "Росгосстрахом", или есть какие-то иные причины, о которых мы можем только догадываться?

— Прежде всего стоит отметить, что это долгожданное событие, потому что "Росгосстрах" является известным нарушителем, и негативный фон по этой компании давнишний. Что же касается возможности того, что произошло, — сегодня страховые компании могут продавать в проблемных регионах. Это связано прежде всего с тем, что у нас страхование подорожало. Если раньше во многих регионах "Росгосстрах" был монополистом, и Центробанк не мог ничего сделать — как бы он приостановил действие страховой компании, если туда никто не придет? — то сейчас это возможно, потому что страховщики заинтересованы в продажах практически во всех регионах.

— Получается есть, например, какие-то дальние регионы, где имеется только "Росгосстрах", кто туда пойдет?

— Не обязательно дальние — у нас большое количество проблемных регионов, и там торгует в основном "Росгосстрах", и, кстати, огромное количество претензий к "Росгосстраху" связано в том числе с тем, что у них действительно огромный портфель.

— Вы говорите "огромное количество" — пока известно о 385-ти.

— Я могу сказать о статистике.

— Наверное, когда у "Росгосстраха" 18 млн договоров, в процентном соотношении эта доля ничтожная, но какая-то часть все-таки есть.

— Если говорить про мою статистику, связанную с этой компанией, то когда у меня были прямые эфиры по телевидению и были звонки, то 90% всех звонков были связаны с "Росгосстрахом", и если говорить о каких-то скандальных ситуациях, то "Росгосстрах" — также лидер по информационным поводам. Поэтому то, что произошло, — это абсолютно неудивительно, и это очень хорошо, что это произошло, потому что "Росгосстрах" у нас был в касте "неприкасаемых", и сейчас мы видим, что действительно мегарегулятор стал обращать внимание на текущую ситуацию. Так и должно быть, потому что на сегодняшний день цены по ОСАГО очень высокие, и кроме повышения цен мы ожидаем, что у нас все-таки качество услуг страховщиков тоже будет повышаться. А без таких мер, которые предприняты, я не думаю, что кто-то будет улучшать свое качество, хотя клиентоориентированные компании, конечно, есть. Но "Росгосстрах" клиентоориентированной компанией нельзя было назвать никогда, по крайней мере, если мы говорим про ОСАГО.

— Но с того момента, когда в "Вестнике Банка России" будет опубликовано вот это постановление Центробанка, тогда оно и вступает в силу, 27 мая. А как вы думаете, какие действия "Росгосстраху" предстоят после того, как постановление вступит в силу?

— Абсолютно очевидно, что стратегия "Росгосстраха" — сейчас это стратегия развития продаж, увеличения портфеля. "Росгосстрах" на сегодняшний день — единственная компания, которая работает по нижней границе тарифного коридора, но вместе с тем также и нарушает права автолюбителей, когда не учитывает КБМ и продает полисы по достаточно высокой цене. В кратчайший срок "Росгосстрах" исполнит все требования по предписаниям и будет работать в обычном режиме. Но, тем не менее, еще раз: это очень важно, что у нас к таким крупным, крупнейшим, компаниям есть претензии со стороны Центробанка. Это неминуемо скажется на качестве работы страховых компаний.

— Но другое дело, что делать автомобилистам, в регионах которых есть только "Росгосстрах", например, в Якутии, где им сейчас ОСАГО продлевать или покупать?

— Ситуация не изменится, она изменится только в той части, что появятся новые страховщики, потому что цены, которые мы сейчас видим на ОСАГО, позволяют страховщикам зарабатывать. Если раньше ситуация была вопиющей, то есть страховщики зачастую платили до 200% от полученных премий, естественно, что им было невыгодно работать, а работал один "Росгосстрах", у которого очень агрессивная стратегия навязывания услуг и прочие нарушения, то сейчас с повышением цен ситуация изменилась. Сейчас как раз страховщики могут работать по закону, должны исполнять свои обязательства и должны повышать качество обслуживания. Сейчас у нас будет нормальная конкурентная борьба среди клиентоориентированных страховщиков за своих клиентов.

Вся лента