Полина Гагарина заняла второе место на «Евровидении-2015»

“Ъ” вел онлайн-трансляцию финала музыкального конкурса

В Вене прошел финал международного конкурса песни «Евровидение». Россию представляла певица Полина Гагарина, которая с песней «A Million Voices» заняла второе место. Выиграл «Евровидение-2015» Монс Зелмерлёв из Швеции, третьим стало итальянское трио Il Volo. “Ъ” вел текстовую онлайн-трансляцию финала, комментировали Борис Барабанов и Лидия Маслова.

1:50. Всё. Полина Гагарина на "Евровидении-2015" заняла второе место.

Монс Зелмерлёв (Швеция) — 365

Полина Гагарина (Россия) — 303

Il Volo (Италия) — 292

Б. Б.: Почетный результат, который мало кто мог предсказать. И спасибо Полине Гагариной за те 10-15 минут, в которые мы чувствовали себя победителями.

1:47. Б. Б.: Хорошо бы России остаться хотя бы на втором месте.

Л. М.: Может быть, зря Кончита подсаживалась к Полине Гагариной, и не так уж это было политически дальновидно.

1:44. Досрочная победа Швеции.

1:42. Италия отдает России 10 очков, Швеции, которая остается на первом месте,— 12.

1:40. Россия отдает 8 очков Швеции, 10 — Бельгии, 12 — Италии.

1:38. Израиль: 8 очков России.

1:37. Б. Б.: Похоже, мы рано радовались. Шведы далеко впереди. Остались еще очки от 10 стран.

1:36. Литва — ноль высоких баллов России. По 6 очков России от Нилерландов и Польши.

1:33. Грузия: 5 очков России.

1:32. После баллов Великобритании Швеция обходит Россию на одно очко.

Л. М.: Англия в очередной раз переворачивает шведского конркурента и ставит его сверху Полины Гагариной, посмотрим, надолго ли.

1:30. Македония не дает России высоких баллов, она слишком увлечена отношениями с соседями. А Словения дает России 5 очков.

1:28. Б. Б.: Швеции будет очень сложно догнать Россию, а Италии и подавно.

1:27. Россия пока остается на первом месте!

1:25. Чехия — 8 очков России.

1:24. Б. Б.: Кончита берет интервью у Полины Гагариной. Полина в слезах и не в силах вымолвить ни слова. Передает приветы маме и сыну.

Л. М.: Некоторые аналитики считают дело уже решенным: если Кончита подсела к Гагариной, то понятно, кто выиграет.

1:21. Половина голосования позади.

1:21. Австралия — 10 очков России!

1:21. Б. Б.: Шведы не подвели — дали максимальный балл Австралии, оставив нас на 1 месте. Тем временем все русские немцы напряглись, и Германия дала нам 12 очков. И это похоже на победу!

1:20. Л. М.: Бедная Полина Гагарина, она так каждый раз удивляется и хватается за лицо, что непонятно, как она вообще доживет до конца.

1:18. Лидеры букмекерских прогнозов — шведы — дают России 6 очков.

1:17. Ирландия дает России 8 очков.

1:16. Армения — 12 очков России!

1:15. Б. Б.: Такого голосования не было даже в более спокойные в политическом смысле годы. 10 очков от Франции!

Л. М.: Тут уж, конечно, вырисовывается такой чисто политический интерес, кто проголосует за Россию, а кто нет. Ну при том что, положа руку на сердце, поют-то все участники примерно на одном уровне, просто у кого-то лицо или костюмчик поприятнее, у кого-то похуже.

1:14. 10 очков России от Бельгии!

1:13. Посмотрим, как проголосует Ирландия, где сегодня узаконили однополые браки.

1:12. Сербия — 10 очков России. Больше — только Черногории. Бывшие республики Югославии дают высшие баллы либо нам, либо соседям.

1:11. Братские народы и территории с большой русской диаспорой почти исчерпаны, дальше будет только сложнее. Ведущая шоу специально напоминает свистунам в зале, что "Евровидение" — вне политики.

1:08. Латвия дает России 10 очков!

1:07. Б. Б.: Азербайджан дает России 12 очков. Россия лидирует, в эфире отлично слышен свист в зале.

Л. М.: О, Азербайджан проголосовал за Грузию. Но все равно не проголосовать за Россию многие как-то стесняются, или побаиваются, уж не знаю.

1:05. Молдова — 10 очков России. Больше — только румынам.

1:04. Албания — 8 очков России. И это никак не назовешь "соседским" голосованием. Но с Италией нам все равно тягаться сложно пока.

1:03. Соседи-белорусы дают Полине Гагариной 12 очков.

1:01. 10 очков России от Румынии.

1:00. Греки — 8 очков России. Больше — только соседнему Кипру и Италии.

1:00. Соседи-финны дают России 8 очков.

1:00. Высшие баллы соседям — Албании и Сербии.

0:59. Черногория дает России 7 очков.

0:57. Б. Б.: Снова старая пластинка с голосованием по географическому признаку.

0:56. Подсчет результатов.

0:55. «Евровидение» вошло в Книгу рекордов Гинеесса как самое долгоиграющее музыкальное телешоу.

0:40. Голосование окончено.

0:35. Б. Б.: Говорят, есть целая категория фэнов конкурса, которые вообще не смотрят выступления, а включают ТВ только когда начинают объявлять результаты голосования. В общем, сейчас наступает момент истины.

0:26. Б. Б.: «Интервал-акт» — австрийский перкуссионист Мартин Грубингер. Такое, кстати, очень любят в России. Stomp, ансамбли японских барабанщиков — вот это всё.

0:22. Б. Б.: Конкурсные выступления окончены. Пока телеканалы-вещатели напоминают вкратце номера участников, жители соцсетей обсуждают выступление Полины Гагариной, преимущественно в комплиментарном ключе. Некоторые советуют Владимиру Путину пересмотреть свое отношение к геям, потому что 20 тыс. из них в следующем мае нагрянут в Москву.

0:15. Голосование началось.

0:14. Б. Б.: Несмотря на всю красоту итальянского номера, это не победа. Они, как и Полина Гагарина, могут рассчитывать на место в верхней пятерке. Но, кажется, победит все же швед.

0:12. Л. М.: С таким каким-то павароттиевским заходом начали итальянцы, но фактура и голоски жидковаты. Ну, впрочем, все втроем могут сложиться в одного Паваротти кое-как.

0:11. Л. М.: Албания выступает в знойной стилистике, и голос у нее не очень приятный, но сильный. Очередная композиция на тему «Вернись, я все прощу». Но декольте зачетное, чего уж там.

0:06. Б. Б.: За Полину не стыдно.

0:04. Б. Б.: Судя по ролику, предшествующему российскому номеру, Полина Гагарина работает в ресторане «Пушкинъ». Или живет.

Л. М.: У Полины Гагариной такое трогательное девичье белое платье, боюсь, без песни о спаривании не обойдется. А, нет, это, слава богу, не о спаривании, у нас гражданская лирика. И покрой платья удачный, позволяет рассмотреть все полинины родинки. Но не надо так напрягаться, как будто уже депутат от "Единой России".

0:01. Б. Б.: Азербайджан, кажется, едва ли не лучше всех постсоветских стран понимает формат «Евровидения» и если не побеждает, то точно запоминается надолго.

Л. М.: Вот от Азербайджана идет полуголый мужчина! Поет, впрочем, прилично одетый, а полуголый внизу ползает в дыму. Это кажется, что-то из жизни оборотней. Ну хоть какой-то сюжет. Судя по прыжкам оборотней, впрочем, сюжет, опять же, связан со спариванием.

23:55. Б. Б.: На сцене грузинская готическая княжна.

Л. М.: На противоположном страдальческому полюсе выступает Грузия с агрессивным эмо-сексапилом, черная кожа, страусиные перья, все как мы любим. Композиция вот только совершенно не агрессивная. То есть те же женские страдания, но в другой визуальной обертке.

23:54. Б. Б.: Но у России есть несомненный козырь. Полине Гагариной выпало выступать ближе к концу. Значит, лучше запомнится.

23:53. Б. Б.: Вот и Венгрия тому подтверждение — еще одна пафосная женская песня.

Л. М.: Венгрия исполняет колыбельную. Ну, в общем, пора уже. Ага, колыбельная крепнет. Но опять тухнет. Экологический смысл, однако, налицо.

23:50. Б. Б.: Испанский номер — одна из бесконечных пафосных женских песен. К сожалению, у российской песни в этом году очень большая конкуренция.

Л. М.: Испания продолжает тему нелегкой женской доли, но зато эффектно раздевается при этом. И мужика вот так неплохо отшвырнула.

23:43. Б. Б.: Сейчас румыны споют о чем-то важном, судя по видеоряду с детьми и по чемоданам на сцене. Но поймут немногие — песня исполняется на родном языке.

Л. М.: А вот и настоящие цыганы, румынские. Галстучки бриллиантовые, все как мы любим. Ага, детишечки в видеоряде — ловко придумано.

23:42. Б. Б.: Латвия — невероятно актуальный на фоне прочего здешнего ретро номер. Горячие головы сравнивают певицу с FKA Twigs. Ну, по звуку и впрямь — передний край.

Л. М.: Латвия еще петь не начала толком, а уже в глазах рябит. Хотя спела очень душевно.

23:38. Л. М.: Польская исполнительница напоминает греческую, убивается сильно, только делает это сидя, и ветер на нее уже даже не дует. Зато юбку не забыла к пальцу пристегнуть. Ну, во имя любви все, понятное дело, не за бабло же. У предыдущей хоть грибы сзади распускались, у этой сакура какая-то.

23:33. Б. Б.: Номер Германии содержит в себе некую претензию на саундтрек к какому-то будущему Джеймсу Бонду. Но нужно еще поработать.

Л. М.: Такая эротише немецкая певица, трогает себя вовсю. Там грибы у нее что ли на заднем плане распускаются? Точно грибы. А сама такая: черный дым, черный дым…

23:29. Б. Б.: Один из комментаторов “Ъ” сейчас находится в Черногории и может со всей ответственностью заявить: черногорская эстрада — она вся такая, как конкурсный номер этой страны. То есть — шансов ноль. Зато на родном языке.

Л. М.: Черногория красиво оформилась. И лацканы у певца богато отделаны. В цыганском несколько духе, да и композиция близкая по духу. И лицом он смутно напоминает Стаса Михайлова. Точнее даже не лицом, а победительными вот этими повадками. Но вообще красавчик!

23:24. Б. Б.: Греческой участнице не дают покоя лавры Лары Фабиан. Можем передать ей телефон Игоря Крутого, у него наверняка найдется пара песен в формате, любимом в наших краях.

Л. М.: Греческий жестокий романс. Что ж так завывать-то. Да не плачь, все они козлы. Ветродуй зато красиво волосы раздувает греческой страдалице. Но тоже вся энергия ушла в размахивание руками, а не в пение.

23:18. Б. Б.: Австрийский номер отсылает к жанру, который раньше называли хиппи-роком. Умиляют даже не столько шляпы и усы, сколько бешеное количество настроенных роялей, которые понадобились сегодня вечером в этом зале. Горящий рояль! Где-то это уже было, ну и что? Работает ведь. Рояль хорош, но песня — не победная, извините.

Л. М.: Австрия подогнала еще несколько женщин с бородой, кажется. Ну, красавица, конечно, а рояль-то зачем поджигать. Милая, не расстраивайся так. Вот Кончита не расстраивается — она только хорошеет и хорошеет.

23:14. Б. Б.: Бельгийский номер — пожалуй, главный фаворит музыкальных обозревателей “Ъ”. Блестящая работа, достойная Сэма Смита, Джона Ньюмана и прочих молодых британских суперзвезд. Чистое удовольствие.

Л. М.: Бельгия решила выпендриться. Это, видимо, какая-то антитоталитарная композиция, судя по хореографии. Почему-то немного напоминает фильм "Кин-дза-дза".

23:13. Гай Себастиан и его знаменитая австралийская походка. Теперь уже знаменитая.

23:12. Б. Б.: И снова повеяло чем-то из золотых времен Take That. В общем, не ждите от конкурса чего-то, что не напоминало бы вам что-то другое.

Л. М.: Австралия первый раз на "Евровидении", ну что же, солист хорошо одет, тепло, и шляпа на нем, и платочек в кармане, и белые брюки, достойно выглядит Австралия, и жестикулирует он очень выразительно.

23:12. А сейчас — Австралия! Впервые на Евровидении.

23:09. Б. Б.: Такие номера, как у Кипра, выгодно смотрятся хотя бы и на общем фоне — тихая баллада под гитару и струнные.

Л. М.: Кипр представляет композицию "А всего-то надо было сделать одну вещь". Про офшоры, видимо. И исполняет эту композицию человек с лицом финансового консультанта. Но, в принципе, ему хочется верить.

23:02. Б. Б: Безусловно, шведский номер лучший , как минимум, по визуальной части. Ну, и для дискотек — самое то. Даже модные струнные в аранжировке присутствуют.

Л. М.: Наконец-то швед представляет социально-философскую, гражданскую лирику, а не все эти матримониальные псевдострадания. И спецэффекты у него клевые, и штаники достойные.

22:58. Б. Б.: Законодатели мод в области поп-продюсирования и сочинения шлягеров — норвежцы. Как и у большинства участников конкурса, номер норвежского дуэта с тщательно запрограммированной проникновенностью на деле не трогает вообще. Интересен только тембр рыжей певицы.

Л. М.: Какая-то скандинавская неврастения в белом пиджаке. По-моему, вообще на этом "Евровидении" есть некое злоупотребление женско-мужским парным конферансом. И причем он однообразный какой-то, только платьишки у девушек отличаются.

22:54. Б. Б.:В более привычный для конкурса карнавально-абсурдный формат публику вернула сборная Сербии.

Л. М.: А вот сербская солистка, которая сразу поразила всех как певица самых весомых достоинств. Ну, и песня у нее хорошо называется — "Красота никогда не врет". Ну и, кстати, голос у нее получше, чем у остальных, потому что есть откуда резонировать. Мощное, прямо скажем, выступление во всех смыслах. Ну правда, а то выходят два худых человека, которые петь не могут, и вместо этого отвлекают внимание поцелуями, а тут вышла толстая красивая женщина и убедительно исполнила.

22:51. Б. Б.: Выступление литовского дуэта, воспевающего традиционные ценности, по нынешним временам выглядит даже несколько радикально. Особенно убедительный поцелуй взасос.

Л. М.: Литовцы развивают мелодраматическую драматургию, сейчас вот уже и до секса, авось, дойдет.

22:49. Такое количество дуэтов как сегодня не удивило бы в прошлом году, когда «Евровидение» принимал Азербайджан, победу которому как раз и принес дуэт.

22:46. Б. Б.: В выступлении армянской команды самое интересное то, что она составлена из армян, живущих в разных странах и даже на разных континентах. Армянам в этом году, конечно, нужна была такая пафосная нота.

Л. М.: Ну вот армяне (которые, правда, кажется, в Армении-то ни разу и не были) хотя бы вносят знойный восточный колорит, все эти серьги и монисто. Очень экуменическая композиция.

22:41. Б. Б.: А на сцене пятый номер и уже третий дуэт — Electro Velvet с декорациями из «Великого Гетсби». Британцы в этом году верны себе: дают качество и явно не испытывают иллюзий насчет возможной победы.

Л. М.: «Как-то поразительным образом англичане на эстонцев похожи в своих актерских приемчиках. Но тут некая иллюзия юмора типа, только непонятно пока, в чем он… В акробатах на подтанцовке видимо.

22:39. Б. Б.: Эстонская песня неплохо смотрелась бы на титрах нового сезона «Настоящего детектива».

Л. М.: Эстонец такой сексапильного дает. Ну и у партнерши его тоже декольте красивое. Это, правда, какой-то больше актерский этюд, чем песня, да и то не очень хороший.

22:34. Б. Б.: Израиль прекрасно решил задачу совмещения современных эстрадных и национальных мотивов. У Израиля идеальный евровидийный номер: хитовый припев, танцевальный бит и народные мотивы.

Л. М.: Вот хотя бы израильский мужчина разбавил женскую эту тоску, с подспудными элементами "Хавы нагилы". Кордебалет такой бойкий, в кедах. Кипы, правда, на затылке не хватает, для полной национальной идентичности.

22:28. Б. Б.: Номер Франции полон постапокалиптических мотивов. В этом году Парижу не до веселья.

Л. М.: Представительница Франции тоже сразу какую-то искательную интонацию взяла. Но у нее хотя бы на заднем плане фон высокохудожественный. О, птички полетели... Но все равно, несмотря на всю роскошь окружающего, от самой певицы ощущение немного электричечное: извините, что мы к вам обращаемся.

22:26. У Полины Гагариной, кстати, платье тоже белое. И тоже в пол. Интересно, сколько таких платьев мы сегодня увидим.

22:26. Б. Б.: От номера Словении в памяти останутся, конечно, огромные наушники — это сейчас модно. Ну, и вентилятор исправно развевает волосы певицы.

Л. М.: Словенская певица в платье невесты исполняет композицию "Тут для тебя", жалко только у нее голос немного гнусавый. Зато наушники на голове придают молодежности. Какие-то уговаривающие интонации в этой композиции вообще: ну малыш, мы же поженимся, правда?

22:22. Б. Б.: Ведущие сообщают, что сегодня Евровидение впервые в истории транслируют в Китае. Что ж, если с этого года в конкурсе участвует Австралия, почему не предположить, что участие Китая — вопрос времени.

22:20. Б. Б.: Песня позапрошлогодней российской участницы Дины Гариповой звучит во время специальной заставки, посвященной социальным сетям конкурса. Песня, напомним, называлась What If, ролик символизирует связь людей, живущих в разных странах.

22:15. Б. Б.: Надо сказать, в финальный вечер художники подтянули сценографию. Артисты словно находятся внутри схематического изображения молекулы ДНК.

Л. М.: От Кончиты в этом ее костюме со стразами, конечно, глаз не оторвать — это одна из самых красивых женщин с бородой, которых я видела в жизни. А видела я их всего одну.

22:12. Кончита сегодня в брючном костюме цвета фуксии и в блестках.

22:11. Финал «Евровидения» начался с полета Кончиты Вурст над головами детей из хора. Название песни совпадает с девизом нынешнего конкурса — Building Bridges.

22:03. Церемонию открывает венский симфонический оркестр.

22:00. Конкурс начинается.


22:00. Не обошлось без Павла Глобы (астролог), который напирает на то, что Гагарина — Овен, а у них сейчас благополучный период.

21:55. Малахов, обращаясь к Диане Гурцкой, почему-то говорит о том, что конкурс будет транслироваться с сурдопереводом.

21:50. Зрителям предлагают вспомнить путь Полины Гагариной в шоу «Фабрика звезд». Там она, кстати, победила.

21:49. А вот и Дина Гарипова, которая выступала на «Евровидении-2013». Кажется, это ее первое появление на телевидении с тех пор.

21:48. Вот и прозвучал главный вопрос вечера: есть ли у Гагариной родственные связи с Гагариным. Муж отшутился. Интрига сохраняется.

21:46. Конкурс в этом году, кстати, юбилейный, 60-й.

21:41. После рекламы обещают показать мужа певицы, который расскажет, что она сейчас чувствует.

21:41. Оказывается, «Первый канал» объявил акцию: каждый желающий может выложить видео поддержки с хештегом #гагаринапоехали. Ролики поражают воображение, особенно много в них поющих детей.

21:36. Тем временем в Вене на сцену по очереди проходят конкурсанты. Полина Гагарина, которая сегодня выступит 25-й (из 27), уже в гринруме.

21:33. Теперь и сама Гагарина, в заранее записанном интервью, вспомнила о тезке. Именно так, по словам певицы, она объясняет иностранцам правила произношения знаменитой фамилии.

21:30. Дальше — «уникальные кадры» из семейного архива Полины Гагариной и интервью ее первой учительницы, которую «еле-еле уговорили взять» 6-летнюю, но «трудолюбивую» Гагарину в 1 класс.

21:26. По сложившейся традиции перед «Евровидением» показывают программу «Пусть говорят». Авторы программы не придумали ничего лучше, как провести очевидную, как им кажется, параллель с Юрием Гагариным, и дать слово Владимиру Жириновскому, который говорит о сложной геополитической ситуации, сложившейся в мире


Из всех событий, формально имеющих отношение к культуре, результаты «Евровидения-2014» стали самой главной темой российских СМИ в прошлом году. О бородатой женщине Кончите Вурст писали больше, чем о результатах «Оскара» и Grammy, больше, чем о смертях Юрия Любимова и Габриэля Гарсиа Маркеса. Кончита Вурст исполнила неплохую песню, даже сейчас, спустя год, несложно припомнить ее пафосный припев. Но дело, конечно, не в нем.

Прошлое «Евровидение» нам показывали в обстановке надвигающегося нового средневековья, и впору было задаться вопросом, покажут ли нам его в принципе, если букмекеры делают такие высокие ставки на щетинистого мужчину в платье с блестками. Но телевещатели не отдали мракобесам сладкий кусок. А мракобесы остались в выигрыше, немедленно подшив Кончиту к делу с заголовком «Смотрите, как низко пала Европа». Тем не менее в России за Кончиту Вурст проголосовали 42% телезрителей, не поленившихся отправить SMS. Иначе говоря, 42% сограждан поддержали рублем персонажа, которого к тому времени местные стражи нравственности уже объявили исчадием ада. И конечно, они проголосовали за Кончиту Вурст не потому, что все поголовно разделяют его/ее вкусы в одежде, и не потому, что всерьез задумываются о смене пола. Просто «Евровидение» — это карнавал. Просто «Евровидение» — это три вечера, когда посредственность готова обсуждать вокал и манеры наравне с самыми продвинутыми критиками. Просто если ты не болеешь за футболистов, а азарт будоражит кровь, «Евровидение» — это твое. Ведь петь — это так же просто, как пинать мяч. Особенно если сидишь у телевизора.

Шансы шведского певца по имени Монс Зелмерлев (полное имя — Монс Петтер Альберт Зелмерлев) — самые высокие в преддверии конкурса — 2,5. Его песня Heroes выстроена в стопроцентном соответствии с конструкцией типичного радиохита 2014-2015 года: запев под гитарный перебор, затем взрыв-припев и переход к танцевальному биту, в середине песни небольшое лирическое "зависание" и снова выход на дискотечные мощности.

Важное новшество «Евровидения-2015» — участие Австралии. Континент, подаривший миру Кайли Миноуг, AC/DC и Bee Gees, участвует в конкурсе наравне с европейцами. Номер Гая Себастиана «Tonight Again» — крайне предсказуемый поп, тем не менее в таблицах прогнозов букмекеров Австралия закрепилась на 4-м месте. Стоит добавить, что австралийский след присутствует и в российском представительстве на «Евровидении». В написании текста к песне «A Million Voices», с которой выступит Полина Гагарина, приняла участие Карина Ноорберген.

Прогнозы относительно российской участницы резко изменились после первого полуфинала — если раньше ее шансы оценивали как 1 к 30, то сегодня букмекеры предрекают ей второе место. Песня «A Million Voices», как и номер Дины Гариповой «What If», который представлял Россию два года назад,— это крепко сработанный эстрадный гимн. К вокалу Полины Гагариной нет претензий, вся песня выстроена словно по учебнику. Но «Первый канал», отвечающий за нашего посла на «Евровидении», как и в 2013-м, словно не замечает эксцентричного контекста, подходит к делу с мерками прошлого века, когда вокал и припев ценились на вес золота.

Тот, кто слушает музыку, будет доволен. Но Полина Гагарина — не тот человек, которого хочется обсуждать, вокруг нее нет информационного облака, с ней не придумаешь, прости господи, демотиватор. Кажется, с ней даже не сделаешь селфи, и не потому, что она такая уж звезда, а потому, что ее просто не узнаешь на улице. «Евровидение-2015» — это, есть подозрение, история о том, что хорошая певица — больше не профессия, а правильная песня — не залог успеха. Хотя, если бы Кончита Вурст не была хорошей певицей, она, конечно, не победила бы.

Надо видеть

Конкурс песни "Евровидение" (англ. Eurovision Song Contest) — международный конкурс эстрадной песни среди стран — членов Европейского вещательного союза (EBU). Проходит ежегодно начиная с 1956 года (за образец был взят музыкальный фестиваль в Сан-Ремо), аудитория — до 600 млн зрителей. Самые успешные страны-участницы — Ирландия, чьи представители побеждали 7 раз (в том числе 3 раза подряд), Швеция, Великобритания, Франция и Люксембург (5), Нидерланды (4) Дания, Норвегия и Израиль (3). Всего в конкурсе в разное время принимала участие 51 страна. За годы существования у конкурса сложился свой формат — чаще всего европоп или эстрадная обработка народной музыки.

Борис Барабанов, Лидия Маслова, Юлия Сапронова, Дмитрий Тихонов