"Мы должны завоевывать Запад нашим искусством"

Член-корреспондент РАХ Анатолий Вилков в интервью "Ъ FM"

Как определяется реальная стоимость вывозимых за рубеж картин? Что необходимо изменить в системе хранения культурных ценностей? На эти и другие вопросы член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ, член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Анатолий Вилков ответил ведущему "Коммерсантъ FM" Анатолию Кузичеву в рамках программы "Действующие лица".

Фото: Григорий Тамбулов, Коммерсантъ

"Не надо, чтобы каждый музей стремился стать маленьким Лувром"

Анатолий Вилков о системе хранения культурных ценностей: "Нам нужно пересматривать методологию сохранения, изучения и популяризации нашего культурного наследия. Методологию, то есть организацию сохранения, деятельности по сохранению и так далее. То есть не надо, чтобы каждый музей стремился из себя сделать маленький Лувр".

"Нужно работать с той коллекцией, которую собрали, и никакого вопроса, допустим, о разбазаривании, продаже быть не должно. Каждый музей, раз вы получили такую коллекцию, нужно беречь ее. И так правильно поступают Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея и вот сейчас "Пушкинский музей".

"Я за то, чтобы не считать все живописные вещи — иконы и так далее — вещами, которые обязательно должны быть только в музеях. Сейчас развивается процесс, когда частные собрания становятся публичными, то есть возрождается та культура коллекционирования, которая была до Революции, ведь все собрания были публичными: и Третьяков, он же завещал ее городу, и, начиная от Екатерины, которая стала собирать, и теперь это Эрмитаж. Это сейчас стало возрождаться. Вот Алишер Усманов — просто умница! Он приобрел коллекцию Вишневской и передал ее этому президентскому комплексу. Почему? Потому что коллекция Вишневской, какой бы она ни была хорошей, но в ней все-таки разрозненные предметы, горячо ею любимые, времен Екатерины и так далее, но эти предметы представлены в наших музеях гораздо шире, чем ее коллекция. И находится она на музейном хранении, но в комплексе бывшего Константиновского дворца. Великолепно!".

"Произведения искусства создаются человеком и для человека"

Анатолий Вилков об изменении понятий: "Я ввел такой термин, он есть у меня в книге, термин "Максимка" — это антоним по реальному человеку, который и сейчас существует на антикварном рынке. Этот человек Максим извлекал максимальную пользу от перепродажи: он брал у одного человека предмет и через день перепродавал его другому. Раньше это называлось "спекуляция", а сейчас — "предпринимательство".

Арт-обозреватель "Коммерсантъ FM" Дмитрий Буткевич о том, как определяется цена произведения искусства: "Говорят, что цена на произведение искусства — это вещь абсолютно странная, непредсказуемая, непостоянная и вроде как будто бы никем не фиксированная. На самом деле это не так, поскольку существует понятие "каталожных" художников — это те художники, которые проходили аукционы. И если какая-то аналогичная картина того времени или того места, или той фамилии проходила когда-то на каком-то из аукционов, то у художника уже есть котировка. В общем-то, все просто: предположим, эстимейт, но на самом деле эстимейт — это предварительная оценка, это аукционный термин, котировка. Мы говорим, что этот художник котируется или не котируется, если он котируется, значит, он когда-то проходил на аукционных торгах в какой-то стране, в России или за рубежом. Так образуется цена. Если этот художник нигде не проходил, но родился, например, в том же году, как и тот художник, который выходит на аукционе, он примерно в такой манере рисовал, в принципе, можно определить цену картины".

Анатолий Вилков о пользе обмена произведениями искусства: "У нас такой менталитет: мы все время считаем, что культурные ценности должны быть в музеях или в стране. Вы знаете, что авторитет русских художников, особенно академистов, на Западе не очень высок, высок только к определенному кругу произведений, и вы знаете к каким. Вообще-то, я считаю, что должна быть экспансия нашего искусства на Запад, мы должны завоевывать Запад нашим искусством, а не ограничивать наше искусство территорией своей страны. Посмотрите: насколько бы обеднело наше, как мы говорим, культурное наследие, если бы Щукин и Морозов не вывозили импрессионистов? А Франция бы запретила их вывозить, и Россия не имела бы великолепную коллекцию. Второе — вы никогда не задумывались, для чего создаются произведения искусства? Не берем сейчас археологию как родоначальника собирания. Произведения искусства создаются человеком и для человека: для украшения его жизни, эстетики его проживания, быта и так далее. На определенном этапе произведение приобретает такое значение, которое требует вывода его из гражданского, коммерческого оборота и помещения для публичного обозрения под государственную охрану".

"Цена произведений искусства на нашем внутреннем рынке значительно отстает от рынка зарубежного"

Анатолий Вилков о процессе вывоза культурных ценностей за рубеж: "Контролем и выдачей разрешений на вывоз культурных ценностей занимается специальное территориальное управление Министерства культуры, которое осуществляет, организовывает экспертизу культурных ценностей, принимает решения о возможности или невозможности вывоза культурных ценностей, которые подпадают под перечень. То есть это прямая ответственность Минкульта".

"Я хочу вам объяснить, что должен сделать человек, который вывозит культурные ценности не в порядке внешнеэкономической деятельности. Он должен обратиться в территориальное управление Министерства культуры с заявлением, что он вывозит такие-то картины, они направляют его к эксперту, который аттестован Министерством культуры. В данном случае (недавние обыски в Третьяковской галерее по делу о контрабанде. — "Ъ"), они, видимо, могли направить его (задержанного мужчину. — "Ъ") к эксперту, который работает в Третьяковке, могли направить и к другому эксперту. Эксперт проводит экспертизу, отвечает на вопросы о подлинности произведений, можно ли его вывезти, соглашается или не соглашается с суммой оценки этих произведений, которая указана в заявлении на вывоз. То есть собственник сам в заявлении по закону указывает стоимость своих работ — вот это принципиально важно. Но если территориальный орган, чиновник не согласен с этой оценкой и считает, что эти вещи могут стоить гораздо дороже, то он назначает более высокую цену. Если культурная ценность подлежит вывозу, то назначается государственная пошлина за право вывоза, которая установлена Налоговым кодексом — 10%, и вот здесь возникает конфликт интересов государства и собственника".

"Есть еще один нюанс: если это не признается культурной ценностью, как в этом случае, то тогда выдается не свидетельство на вывоз, а выдается справка, подтверждающая, что данные предметы не являются культурными ценностями, и тогда разрешают к вывозу без уплаты государственной пошлины. И вот здесь я могу подозревать, гипотетически, что он взял справку от эксперта, что это не является культурными ценностями, стоит столько-то, и хотел пройти на таможне. Но он должен был представить справку не эксперта, а территориального управления".

О реальной стоимости вывозимых картин: О реальной стоимости любой культурной ценности можно говорить только в том случае, когда она реализовывалась на публичных торгах. Публичные торги в какой-то мере ориентируют всех коллекционеров, продавцов, покупателей на какую-то стоимость этого произведения. Я сейчас возьму крупные вещи, например, Кандинский: здесь его не купит никто, фигуративную живопись Кандинского, миллиона четыре и так далее с экспертизой, да. Но если этот предмет будет вывезен на торги известных аукционных домов, то последние продажи могут достигать 16 млн, до 20 млн в зависимости от произведения. Поэтому внутренняя цена на нашем рынке значительно не соответствует или отстает от рынка зарубежного".

Вся лента