"Спад импорта будет сказываться на динамике всей промышленности"

Импорт машин и оборудования в Россию за три месяца сократился более чем в полтора раза. Об этом свидетельствуют материалы Федеральной таможенной службы. Заведующий международным отделом Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, эксперт Госдумы Констанин Андрианов обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Петром Косенко.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Федеральная таможенная служба анализировала период с января по март и сравнивала эти данные с показателями за аналогичный период предыдущего года. Речь идет об энергетическом и специальном оборудовании, автоспецтехнике, судах и летательных аппаратах. Общий объем импорта такой техники в этом году составил почти $19 млрд.

— С чем связано столь резкое сокращение импорта? Это мы можем говорить сейчас исключительно о санкциях, или есть еще какие-то факторы?

— Вначале хочу сделать небольшое уточнение: да, действительно мы наблюдали за первые три месяца значительные сокращения промышленного импорта в целом и машиностроительной составляющей в частности, но, по недавно обнародованным данным ФТС, сокращение за первый квартал составило почти 36%. Вместе с тем, конечно, очень тревожит то, что основной статьей сокращаемого импорта как раз-таки стали машины, оборудование и транспортные средства — их сокращение составило почти 45%. Что касается основных причин, то здесь целый комплекс факторов — это и, безусловно, обозначенные вами антироссийские санкции, и не секрет, что главным образом они во внешнеторговом аспекте распространялись как раз-таки именно на высокотехнологичную продукцию, к которой, естественно, прежде всего причисляется машиностроение.

Но вместе с тем здесь нужно отметить еще один крайне важный фактор, повлиявший на эту нерадостную ситуацию в плане динамики машиностроительного импорта. Это произошедшая девальвация рубля, и в связи с этим резко возросшая стоимость импорта. Ведь, как известно, и буквально недавно премьер Дмитрий Медведев это подчеркнул, что крайне высокая зависимость в российском машиностроении от импорта, в частности, танкостроение оценивается почти в 90%. Но вместе с тем, основным источником вложений и инвестиционных проектов предприятий являются собственные средства, а в условиях антироссийских санкций, в условиях девальвации рубля и в целом в рамках этого кризисного периода, естественно, результаты хозяйственной деятельности предприятий промышленности резко сократились. У предприятий сократились возможности для реализации инвестиционных планов и технологического оснащения своих производств.

— Когда экономика ощутит последствия спада импорта этой самой техники? И в чем это будет проявляться?

— Прежде всего это будет проявляться на динамике всего промышленного производства. Нужно понимать, что объем промышленного производства потребительской продукции напрямую зависит от технологического состояния промышленных предприятий. У нас, к сожалению, ситуация в этом плане печальная: средний износ основных производственных фондов по промышленности — 70%, и, безусловно, эта ситуация может повлиять на реализацию одного из важнейших указов президента Владимира Владимировича Путина касаемо активизации импортозамещения, потому что импортозамещение возможно в условиях технологического переоснащения.

— Можно каким-то образом это импортозамещение применить как раз к тому самому оборудованию, которое на данный момент мы закупаем за рубежом?

— Безусловно, можно, но для этого необходима государственная финансовая поддержка, причем адекватная объему текущих потребностей. Не так давно состоялось заседание рабочей группы Государственного совета, естественно, с участием президента, на котором было заявлено, что требуемый объем госфинансирования программы импортозамещения — это минимум 2 трлн руб. Вместе с тем в антикризисном плане, недавно одобренном правительством, предусмотрено всего 36 млрд руб., то есть цифры, не сопоставимые с объемом реально существующих потребностей. Как я уже сказал, прибыль промышленных предприятий резко сократилась за 2014 год, в начале 2015 года, а внешние источники стали недоступны. Кредитные ставки в настоящее время доходят до 30-40%, что, кстати, было и заявлено на прямой линии с президентом, соответствующий вопрос был. Поэтому, резюмируя, хочу сказать: необходима адекватная государственная финансовая поддержка для компенсации возросших затрат промышленным предприятиям по импорту технологического зарубежного оборудования.

Вся лента