"Без государственной помощи российскому бизнесу трудно будет найти путь на китайский рынок"

В Пекине только что завершился первый российско-китайский деловой форум "Большие возможности малого и среднего бизнеса". Уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов уверен, что по итогам форума многие российские товары найдут выход на китайский рынок. Редактор журнала "Коммерсантъ-Деньги" Максим Кваша, который сейчас находится в Пекине, ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Оксаны Барыкиной.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— Максим, здравствуйте!

— Здравствуйте! Российские товары найдут свой путь на китайский рынок не просто по итогам форума, потому что по итогам форума скорее будет создано некоторое количество постоянно действующих структур и запланировано много дальнейших мероприятий, которые, уже в свою очередь, помогут российским товарам найти путь на экспорт в Китай. На форуме прозвучало примерно три новости на эту тему.

Первая — то, что в Москве откроется "Российский центр китайской ассоциации по поддержке китайского бизнеса за рубежом" — своеобразная сервисно-консалтинговая структура китайского правительства, которая помогает, с одной стороны, китайским предпринимателям работать в других странах, в данном случае в России, а с другой стороны, помогает предприятиям из этих стран искать китайские инвестиции. Вторая новость — объявлено о том, что создается так называемая система "Стыковка МСП", которую по-английски Титов и его коллеги предпочитают называть словом matching, по-русски это не очень благозвучно — "сводничество", поэтому все-таки "стыковка". Это будет что-то вроде социальной сети и банка данных, который позволит русскому бизнесу искать китайских партнеров и инвесторов. А третья история — то, что в провинции Хэйлунцзян в Харбине будет открыта постоянно действующая выставка российских товаров, такая платформа. Она станет своеобразным инструментом маркетинга для российских предпринимателей, которые пытаются продвинуть свою продукцию на рынок в Китае. Рынок этот довольно сложный и по тому, как трудно вести переговоры с китайцами, и по тому, как сложно устроено китайское регулирование импорта. Ну и вообще огромный барьер в виде языка, разной культуры, поэтому без дополнительной государственной помощи русским предпринимателям, особенно малым и средним, довольно трудно будет находить свой путь на рынок.

Есть еще любопытная подробность: примерно в то же время, когда в российской политической риторике появилось выражение "поворот на Восток", в Китае появилось выражение "новая реальность", "новая нормальность", точнее. Новая нормальность — это возвращение к относительно низким темпам роста, не к привычным для Китая средним 10% в год, а где-то к 7% и ниже, что означает довольно непривычную ситуацию для китайской экономики, некоторые проблемы и необходимость искать новые способы взаимодействия с бизнесом в других странах. И неслучайно, что именно в этот момент китайские власти очень активно переходят к сотрудничеству и с Россией, и с некоторыми другими странами на тех уровнях, на которых раньше сотрудничества было мало, или оно было чисто формальное.

— А какие-то китайские компании уже заявляют о своем желании инвестировать в Россию?

— Заявления есть, но надо смотреть на то, что выйдет, поэтому по итогам форума я бы поостерегся говорить, что есть уже совсем конкретные контракты. Да, заявления об интересе прозвучали, ну а если судить вообще по процессу китайских инвестиций в Россию, их довольно много. Например, буквально полчаса назад я разговаривал с людьми из агентства по поддержке инвестиций Липецкой области, они закладывают первый камень китайского автомобильного завода Lifan в ближайшее время.

— А какие еще страны интересны Китаю, кроме нас?

— Я третий день в Пекине, и все эти дни передовицы китайских газет забиты межгосударственным визитом китайского премьера в Пакистан. В то же самое время западные каналы выражают некоторую озабоченность тем, что Пекин пытается перетащить Пакистан в свою сферу интересов, и там заключены огромные-огромные контракты. Это очень важный межгосударственный визит.

В Китае сейчас есть еще одно очень важное выражение — это "новый шелковый путь" и "новый шелковый пояс", зона торговли, инвестиций и партнерства от Индонезии до Крыма — удивительным образом до Крыма, потому что Титов, открывая форум, подчеркивал, что конечной западной точкой "шелкового пути" была крепость Судак в Крыму — кстати, чистая правда. Несмотря на то, что это было ответвление на Венгрию, одной из точек, тем не менее, это было. Так что в зону сотрудничества для китайских компаний, в зону интереса китайских властей попадает, по сути, вся Азия.

Вся лента