«Южный» взлетает в цене

Инвесторы нового аэропорта Ростова-на-Дону заявили об удорожании проекта

Инвесторы аэропортового комплекса «Южный» предупредили о росте затрат на строительство. Часть оборудования подорожала на 50%, вдвое могут вырасти в цене сразу несколько объектов. Власти обещают поддержать инвесторов механизмом компенсации или индексации, а эксперт говорит, что доля иностранного оборудования и материалов в подобном проекте может занимать до 25% всех затрат.

Затраты на строительство аэропортового комплекса «Южный» в Ростовской области могут значительно вырасти по сравнению с действующим проектом. Этот вопрос обсуждался вчера на выездном совещании министра транспорта РФ Максима Соколова и губернатора Василия Голубева. «Риски такие есть, они обусловлены как ростом курсов иностранных валют, так и инфляционными процессами в России»,— заявил заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Константин Махов.

В частности, по его словам, на 50% подорожает светосигнальное оборудование, которое закупается за рубежом, в итоге в два раза вырастут в цене сразу несколько объектов, в том числе и командно-диспетчерский пункт. Господин Махов добавил, что в федеральной программе есть «запас» в 1,5 млрд руб., которые могут быть дополнительно выделены на строительство «Южного». «Думаю, в случае необходимости правительство может согласиться ввиду особой значимости объекта»,— ответил Максим Соколов.

Министр признает, что проблема удорожания работ существует и основной риск сейчас ложится именно на исполнителей проекта. «Контракты заключались с фиксированной ценой, в них был прописан уровень инфляции, актуальный на конец прошлого года — 4–5%, сейчас это совсем другие цифры»,— пояснил он. По словам министра, в правительстве сейчас работают над универсальным решением для подобных ситуаций. «Речь может идти о какой-то компенсации или индексации, это проблема, конечно, не только аэропорта „Южный“, а вообще всех крупных объектов»,— отметил он, добавив, что правительство «будет стараться, чтобы инвесторы „Южного“ вышли хотя бы на безубыточный уровень». Господин Соколов также посоветовал «скорее заключать договоры» с поставщиками и постараться выплатить большую часть средств сразу авансом, по «более выгодному курсу».

Аэропортовый комплекс «Южный» будет расположен вблизи станицы Грушевской в Аксайском районе Ростовской области, класс аэродрома — «Б». Планируемый объем финансирования на данный момент — 37,2 млрд руб., из которых 17,99 млрд руб. выделяет федеральный бюджет, 18,3 млрд руб. — инвесторы, остальную часть — бюджет региона. Пропускная способность — 8 млн пассажиров в год, длина полосы — 3,6 км. По инвестиционной части объекта исполнителем назначено ОАО «Ростоваэроинвест» (совместное предприятие группы «Ренова» Виктора Вексельберга и правительства области), по строительству аэродромной части — ООО «Трансстроймеханизация» (входит в «Мостотрест» Игоря Ротенберга ). Ввод аэропорта в эксплуатацию запланирован на 25 декабря 2017 года, но, по утверждению инвесторов и властей, работы идут с опережением графика. Сейчас на объекте в две смены работает 482 человека и 168 единиц техники, в июне должно начаться возведение пассажирского терминала, в этом году также планируется закончить часть взлетно-посадочной полосы.

«Значительная часть оборудования производится только за рубежом, это и IT и багажные системы, многие элементы отопления и кондиционирования воздуха, также отдается предпочтение импортным трапам, лифтам и эскалаторам»,— говорит глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. По его мнению, инвестор мог бы компенсировать затраты, заключая более выгодные условия с подрядчиками, но это невозможно при текущем уровне инфляции. «Только необходимые отечественные стройматериалы подорожали с конца прошлого года на 10–20%»,— заметил эксперт, подчеркнув, что «докризисные оценки однозначно устарели». По подсчетам аналитика, в прошлогодних ценах в подобном проекте на иностранное оборудование и материалы приходилось до 25% всего объема инвестиций. «Примерно эта доля и подорожает как минимум на курсовую разницу»,— добавил господин Пантелеев.

Анатолий Костырев

Вся лента