"Важное направление работы — изменение российских нормативов"

мнение

Генеральный директор Арктического научного центра "Роснефти" ВЛАДИМИР ПАВЛОВ рассказал о будущих арктических экспедициях, о картах северных морей и объяснил, зачем нужно менять строительные стандарты.

Фото: РОСНЕФТЬ

— Что делает Арктический научный центр?

— Арктический научный центр создавался для обеспечения работы совместных предприятий "Роснефти", которые осуществляют разведку и добычу углеводородов в Арктике. Мы исследуем геологическое строение верхней части разреза, толщу воды и все, что выше: айсберги, лед, гидрометеорологические условия, животных и птиц. Таких уникальных специалистов, как у нас в центре, в стране единицы. Мы пригласили сотрудников из ведущих исследовательских институтов и конструкторских бюро Российской Федерации, которые много лет занимаются разработкой проектов нефтегазодобывающих сооружений. Свои знания и опыт эти специалисты теперь направят на создание средств освоения арктического шельфа. Хотя сам центр был создан еще в 2011 году, расширять штат мы начали в прошлом году. Сейчас у нас работает 23 человека, в планах на этот год довести численность до 42, а в среднесрочной перспективе — до 70 работников. Так что мы пока только в начале пути.

— В чем этот путь состоит?

— Крупных направления работы у нас три. Во-первых, исследование ледников, морского льда и донных грунтов. Тут основной источник получения данных — это наши экспедиционные работы, хотя и не только они. Потом эти данные обрабатываются в нашем центре и используются для прикладных задач, таких как проектирование морских нефтегазовых сооружений. И это второе направление нашей работы. И третье — это экология.

Все это в конечном счете делается для обеспечения безопасной добычи углеводородов на Арктическом шельфе. Для того чтобы правильно спроектировать платформу, нужно хорошо знать, какие прочностные характеристики грунта на изучаемой территории и особенности геологического строения, какие нагрузки, связанные с воздействием волн и ледяных образований, таких как айсберги и торосы. Наконец, экологическая часть нужна для того, чтобы во время добычи мы существующий там сейчас экологический фон, как минимум, не ухудшили.

— Какие исследования уже провела "Роснефть"?

— За три года мы провели две зимние, три летние и одну инженерно-геологическую экспедицию. В этом году запланированы сразу три. Сейчас стартует "Кара-Зима 2015", потом будут "Кара-Лето 2015" и "Чукотка-Лето 2015". Наша прошлая летняя экспедиция совмещала и Карское море, и Чукотское. Но объем работы там большой, поэтому в этот раз мы решили их разделить.

То, что было сделано в Чукотском море в прошлом году,— это только самое начало. На перспективных нефтегазовых структурах (то есть там, где планируется бурение) были установлены три подводных буя для изучения движения льдов и проведены геохимические исследования. В этом году мы собираемся установить в Чукотском море метеостанцию, это будет уже седьмая по счету метеостанция, установленная по заказу ОАО "НК "Роснефть"". В этом году будет проведено обслуживание буев и исследованы ледовые острова, которые в это море приносит со стороны Канады.

В Чукотском море есть свои плюсы: хорошо изучена его американская часть. Но есть и проблемы в том, что в этом море по большому счету никогда не было полноценных зимних ледовых экспедиций. Мы их планируем проводить в перспективе.

— Почему не в текущем году?

— Наша исследовательская программа связана с производственной программой. Мы стараемся работать на опережение, но сильно опережать, лет на десять, смысла нет. Ведь климат хоть и несильно, но меняется. А по Чукотскому морю наши лицензионные соглашения не обязывают нас начинать исследования прямо сейчас.

— Чему посвящены экспедиции нынешнего года?

— Сейчас у нас по Карскому морю имеются только двухлетние наблюдения, в этом году будут трехлетние. В экспедиции "Кара-Зима 2015" будут изучены ледовые условия в Карском море и море Лаптевых, уточнено строение ледников Новой Земли, Северной Земли, Земли Франца Иосифа и островов Де-Лонга, определены параметры дрейфа айсбергов, а также развернута система наблюдений за сейсмичностью вблизи лицензионных участков моря Лаптевых.

Остальные моря начали исследовать позже, и данных там меньше. Мы ведь не просто так данные собираем. Мы проводим расчеты параметров гидрометеорологического и ледового режима, так называемый морской реанализ. Для расчетов используются математические модели, адекватность которых проверяется по данным наблюдений, собранным в ходе экспедиционных работ. Результаты расчетов позволяют получить максимально возможные значения отдельных параметров гидрометеорологического и ледового режимов, возможные один раз в 50 и 100 лет.

— После того как пройдут эти три-пять лет, какой результат вы ожидаете получить?

— У нас формируются четыре базы данных: по экологии, по грунтам, по гидрометеорологическим и ледовым условиям.

Результаты проведенных исследований позволят зонировать Арктику по важным параметрам природно-климатических условий, таким как высоты волн, скорость ветра, характеристики ледового покрова, свойства грунта. А это, в свою очередь, позволит оценить возможность использования сооружений для различных районов на Арктическом шельфе. В итоге будет получена некая карта, показывающая применимость типов платформ для конкретных регионов. В итоге, зная типы сооружений, которые возможно применять, мы сможем оценить их стоимость, а значит, уменьшить неопределенность в экономической оценке проектов.

Конечно, прежде, чем поставить какую-то конкретную структуру, нам нужно произвести детальные исследования. Много предварительных данных у нас уже есть. Например, по морю Лаптевых мы понимаем, какое региональное инженерно-геологическое строение северной части моря, где русла палеорек, криологические структуры и т. д.

Эти карты и базы данных по гидрометеорологическим и ледовым параметрам помогут при логистическом сопровождении разведочного бурения, добычи и транспортировки углеводородов. На их основе можно будет, например, обосновать районы отстоя судов в период штормов, выбрать наименее рискованный путь проводки судов и точки установки платформ.

— Чем центр будет заниматься, когда все базы данных будут составлены, а карты — нарисованы?

— Сейчас фокус работы нашего центра скорее исследовательский. Следующей стадией будет проектирование и строительство. В центре есть специалисты, я считаю, лучшие на постсоветском пространстве, по проектированию как разведочных, так и добычных платформ. Среди задач центра в том числе значится и разработка технологий строительства. Например, новых покрытий для платформ, защищающих их от обледенения. Еще одно важное направление — уточнение действующих и участие в разработке новых российских нормативов в области проектирования и строительства сооружений на арктическом шельфе.

— Что не так с нормативами?

— На сегодняшний день существующие нормативные документы обязывают нас проектировать и строить с многократным запасом, что зачастую связано с недостатком знаний о природных условиях площадки предполагаемого размещения сооружения. Наши исследования позволяют снять значительную неопределенность в исходных данных, что влечет за собой проектирование и строительство на данном участке шельфа оптимизированной конструкции. Тем самым на 10-20% снижается стоимость сооружения. В качестве примера можно привести платформы на Сахалине, где проводились серьезные исследования сейсмического режима, в результате которых удалось доказать, что уровень различных воздействий, указанный в существующей нормативной базе, можно обоснованно понизить. Вследствие чего без ущерба безопасности сооружений были существенно снижены затраты на их проектирование и строительство. Так что наши исследования имеют большой экономический смысл.

Записал Никита Аронов

Вся лента