Путешествие по сюжетам

"Новые рассказчики" в Русском музее

Выставка живопись

В Русском музее открылась выставка "Новые рассказчики в русском искусстве XX-XXI веков". Изобразительное искусство читал ПАВЕЛ ГЕРАСИМЕНКО.

Идею выставки про рассказ заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский вынашивал несколько последних лет. История отношения русского искусства к повествовательности за прошедшие 150 лет сама образует отдельный сюжет: сначала при передвижниках царствует жанровая живопись, затем художники отрицают рассказ, после советскому искусству предписывается многословность. Наконец, современное актуальное искусство, инсталляционное по природе, занимается скорее созданием атмосферы, чем сюжетами. Найти в нем нарратив — задача сложная и неочевидная, так что кураторская неудача тоже может считаться результатом.

В залах выставки в Мраморном дворце на удивление просторно. Отдельно висит "Письмо с фронта" Александра Лактионова, в авторской реплике 1962 года достигшего вершин живописного иллюзионизма. Практически все художественные качества этой работы напрямую связывают ее с расцветом рассказа в искусстве 60-х годов XIX века.

Большинство авторов представлены несколькими произведениями: целую стену занимают полотна Гелия Коржева, от "Влюбленных" 1959 года до "Лишенной родительских прав", созданной большим советским мастером в 2005 году в разочаровании от наступивших перемен. Есть неожиданности: остроактуальной выглядит картина "Крах банка", написанная в 1932 году Георгием Ряжским в стилистике, близкой к "новой вещественности".

Получилось так, что выставка в Русском музее сосредоточена на живописи и делает упор на петербургских авторах, которые показаны гораздо полнее, чем москвичи, хотя в изданном каталоге содержится многое из того, что не попало на стены. Если отсутствие в экспозиции "Новых рассказчиков" дуэта Виноградов--Дубосарский вызвано досадным недоразумением (не успели доставить к открытию выставки), то сложно объяснить, почему здесь нет работ Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, или всего одна маленькая нехарактерная картина Константина Звездочетова. Универсальным талантом Николая Копейкина закрываются сразу несколько лакун: при входе на выставку встречает его полотно с изображением битвы черных и белых снеговиков "Стычка на куличках".

После соцреализма картины "неофициальных" художников 1950-70-х годов невелики по размерам, и дело тут не только в материальных условиях или цензурных запретах. Написанная на заказ история с идеальными героями о выпуске свежего номера цеховой газеты требовала на никому не нужное повествование не меньше чем два метра холста, а уличную стычку бабы с кошелкой и мужика получается понятно изобразить едва ли не на четвертушке бумаги.

Избавившись наконец от описательности Перова и Маковского, показанное на выставке русское искусство почему-то стало без удержу шутить, и причина того, что иные художники решили сравняться с телеюмористами, не в одном постмодернизме, который без всякой подготовки обрушился на жизнь в 1990-е годы. Но все-таки остались живописцы-рассказчики, обладающие точной интонацией, пониманием происходящего и внимательные к взаимоотношениям своих героев. Прежде всего, это авторы старшего поколения, Владимир Овчинников и Владлен Гаврильчик, которому непосредственно наследует Василий Голубев, в чьих работах даже язвительность и меткая ирония оборачиваются реальным состраданием к персонажам. Другой бывший "митек", Владимир Шинкарев, не опускается до буквального повествования, но сюжет вырисовывается почти в любой его картине.

В наши дни движущееся изображение стало важнее статичного, а в кино высоко ценится умение захватывающе рассказать интересную историю. Интерактивное видео Александры Дементьевой "House Drama" существует в русле жанровой живописи — правда, не отечественной, а классической голландской. Если долго звонить восьми жильцам дома, которые появляются в окнах с каждым разом все более рассерженными, то в финале экран взорвется. Кроме соседей по дому, есть еще два места, где рассказ неизбежен,— это поездка и больница. Девять анимированных историй в инсталляции Марины Алексеевой "Поезд" встроены в миниатюрную модель плацкартного вагона, а макет больницы сопровождает серию картин Марии Сафроновой "Распорядок дня". Остается сделать вывод, что повествование в России традиционно развивается где-то между плацкартным вагоном и домом скорби.

Символом всей выставки могла бы стать работа керамиста Геннадия Корнилова "Остановка". Созданный в 1985 году, на границе двух эпох российской жизни, объект представляет собой бетонный столб, обклеенный объявлениями. Вещь, которая задумывалась в традициях городского лиризма с долей социальной иронии, стоит воспринимать серьезно. В контексте нынешней выставки на первый план вышли очевидные поп-артистские приемы, вплоть до использования реди-мейда: первые газеты частных объявлений начинали сменять самодеятельную расклейку написанных от руки, которые здесь не столько сочинены, сколько точно перенесены художником в прочный материал. Поэтому "Остановка" мало уступает сейчас по звучанию знаменитым "Веревкам" Ильи Кабакова — палимпсест текстов с настриженными "лапшой" номерами телефона образует полифонию ничуть не меньшую, чем реплики владельцев развешанного на бечевке мусора.

Вся лента