"Похоже, в России существует несколько непересекающихся и даже конфликтующих этических систем"

Жалобы на оперу "Тангейзер" в правоохранительные органы не обоснованы. Об этом заявил глава Совета по правам человека Михаил Федотов. В свою очередь, представители Русской православной церкви считают, что постановка оскорбляет их религиозные чувства. Количество подобных скандалов в России будет только расти, уверена журналист Наталия Осс.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

В России одновременно разразились несколько скандалов, в основе которых — представление об этике. История с оперой "Тангейзер", не утихающая ни на минуту, рубит публику на две части: ту, что шокирована распятием в промежности блудницы и требует защитить чувства верующих от кощунства постановщиков, и ту, что возмущена выходом церкви в область светского, ее требованием отредактировать искусство. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий призывает деятелей культуры не попирать религиозные ценности, прямо обрисовывая пространство нового сакрального. Постановщик Тимофей Кулябин с не меньшим простодушием признается, что выбирал из двух современных европейских табу — религия или Холокост.

Акция вандализма на месте убийства Бориса Немцова, вызвавшая гнев и ярость сторонников и иронические ухмылки противников, происходит на том же поле битвы за ценности. Вандалы, разметавшие цветы и сломавшие табличку "Немцов мост", хотят осквернить чужую святыню. Они действуют открыто, сопровождают акцию комментариями и фото, обещают повторить, демонстрируя всеми доступными способами, что система ценностей либерализма для них ничто, а сам Борис Немцов — презренный никто, враг. Действуют, точно зная, что оскорбление долетит до адресатов.

Скандальная реклама Центрального детского магазина, где дети допрашивают и пытают родителей, чтобы те отвели их в торговый центр, использует тот же механизм провокации, но в коммерческих целях. Реклама целит в табу, связанное с памятью о массовых репрессиях тридцатых годов. "Любишь ребенка? Отведи на Лубянку!" — таков слоган кампании. Создатели и заказчики рекламы застеснялись и убрали ее из сетей, — мир рекламы боится скандалов сильнее, чем мир искусства или политики. Реклама должна заставить нас потратить деньги, а купить детишкам образ расстрельных подвалов Лубянки все же найдется мало желающих. Найдется, но мало.

У этих возмутительных историй последнего времени есть одна общая особенность — они возмущают разные группы граждан и по разным поводам. Скажем, те, кто посмеялся последним карикатурам Charlie Hebdo по поводу Владимира Путина, представленного тираном, точно не посмеется шуткам про то, что на месте гибели Немцова случился не вандализм, а акционизм, вроде акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Представление о комическом, оскорбительном, кощунственном, уместном, моральном и даже правовом у разных групп граждан различно до степени конфронтации. Похоже, в России одновременно существует несколько непересекающихся и даже конфликтующих этических систем. Война всех против всех за победу своей этической системы обещает быть жестокой. Уверена, что даже утверждение о том, что этических систем существует больше, чем одна, можно счесть оскорбительным и кощунственным. Если их больше, значит это уже не этика, а политика? Похоже, так оно и есть.

Вся лента