Путешественник вокруг смеха

Умер Аркадий Арканов

Аркадий Арканов, писатель-сатирик с тихим голосом и хорошим вкусом, был госпитализирован 14 марта. Его смерть стала результатом обострения сердечной болезни на фоне давних онкологических проблем.

Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Будущий писатель родился в 1933 году в Киеве. Репрессированного отца ему вместе с матерью пришлось дожидаться под Вязьмой. Когда отца, снабженца по профессии, все-таки выпустили, семейство переехало в Москву. В школу пошел в Красноярске, в эвакуации, а потом вернулся в столицу, где в 1957 году окончил Первый медицинский институт и женился на певице Майе Кристалинской, с которой прожил в браке всего год. В 1960-е вместе с Григорием Гориным, также выпускником Первого меда, активно писал разнообразные тексты для телевидения и радио.

Тогда же молодые авторы по рекомендации редакторов сменили фамилии: Штейнбок стал Аркановым, а Офштейн — Гориным. В 1966 году произведения Аркадия Арканова впервые вышли в виде книги: вместе с Григорием Гориным, Эдуардом Успенским и Феликсом Камовым он отдал свои рассказы в сборник "Четверо под одной обложкой".

Но самым известным достижением Аркадия Арканова в 1960-е был текст "Оранжевой песни" (1965), написанный им опять же совместно с Григорием Гориным. "Оранжевая песня", которую изначально пела юная грузинка Ирма Сохадзе,— безусловный советский поп-шедевр, переживший множество интерпретаций. Авторское участие Аркадия Арканова со временем забылось массовой аудиторией, но с популярной музыкой он хранил связь многие десятилетия, уделяя песенной карьере едва ли не столько же времени, сколько литературной.

В 1970-е Аркадий Арканов писал для ведущих комиков страны и регулярно гостил в "Клубе 12 стульев" — на легендарной 16-й странице "Литературной газеты". А в конце 1970-х стал абсолютной телезвездой, благодаря участию в комическом шоу "Вокруг смеха". Новаторство программы заключалось в том, что наравне с профессиональными комедиантами микрофон был предоставлен в распоряжение авторов, то есть тех, кто пишет для артистов. Оказалось, что люди они тоже, в общем, симпатичные, хотя и гораздо менее улыбчивые, а некоторые — и вовсе угрюмые.

Выяснилось также, что отсутствие актерских навыков, совсем нетелегеничная внешность и даже дефект речи, как у Григория Горина, не являются помехой народной любви. Регулярно появляясь на этих любимых массами площадках, Аркадий Арканов вошел в число писателей-звезд, перед которыми открылся бесконечный ресурс поездок с творческими вечерами по необъятной родине. Людям импонировал его немного несоветский имидж, модные очки и галстуки. А еще нравилась специфическая манера чтения монологов с большими многозначительными паузами, во время которых он пристально глядел на публику. Зрители терялись в догадках: то ли он имеет в виду что-то антисоветское, то ли какую-то клубничку, то ли еще что-то, чего в официальной культуре не могло быть по определению. И смеялись даже там, где по замыслу автора должно быть грустно. Если Григорий Горин в своей карьере пришел к современному осмыслению известных литературных и исторических сюжетов, то его мрачноватый товарищ Арканов часто работал на грани абсурда, не пережимая со смехотворчеством, скорее, оставляя многое недоговоренным.

Входя в число народных любимцев, благодаря ТВ, программе "С добрым утром", и 16-й полосе "Литературки", Аркадий Арканов иногда появлялся в неожиданных, а порой и оппозиционных контекстах, начиная от мультмюзикла "Очень синяя борода", для которого он написал сценарий, и заканчивая диссидентским альманахом "Метрополь". А потом снова возвращался к прямолинейному советскому юмору, сочиняя для Владимира Винокура и Евгения Петросяна.

Если в застойную пору у Аркадия Арканова вышло всего две книги, то во времена перестройки он стал наверстывать упущенное. Он еще больше работал в телеэфире, много пел то в жанре комических куплетов (достаточно упомянуть незабываемый "Гондурас" в дуэте с Лолитой Милявской), то выдавая целые альбомы, для одного из которых музыку написал Игорь Крутой. Арканов пел тихим голосом, снимался в кино, судил КВН, болел за "Торпедо", комментировал все джентльменские забавы от джаза до шахмат и печатался до последних лет. Числясь по литературному цеху, он был знатоком жизни в самых ее острых проявлениях и пробовал свои силы во всем, что любил.

Борис Барабанов

Вся лента