"Алжир"

режиссер Джон Кромвель

Джон Кромвель (1887-1979) — еще одна жертва черных списков, как и сценарист Джон Говард Лоусон, которого вообще посадят в тюрьму — классик недооцененный, обладавший не совсем голливудским, расширенным, "фасеточным" зрением. В "Алжире" он переделывал на голливудский лад балладу француза Жюльена Дювивье "Пепе Ле Моко" (1936) о гангстере, скрывающемся в неприступной для полиции алжирской Касбе и гибнущем из-за любви к актрисуле. Казалось бы, дело техники, да еще и заведомо проигрышное: Шарль Буайе в роли Пепе — не конкурент Жану Габену. Но Кромвель создал мир, независимый от оригинала, живущий по законам не сюжетосложения, но экранной пластики, медлительно-коварных — "кошачьих" — ритмов, крупных планов. Что необычно для Голливуда, персонажи словно отстранены от действия, актеры не играют, но разыгрывают действо — об исходе которого изначально осведомлены — о всевластии рока. Особенно хороши в этом смысле Жозеф Каллейа, улыбчиво коварный полицейский, и сам Буайе — этакий Арлекин, непрестанно дразнящий свою опасную свиту.

Algiers, 1938

Вся лента