Что построили российские верфи в 2014 году

Ревизия

Лидером российского судостроения традиционно является государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), которая объединяет более 80% российских судостроительных активов. Она сдала за прошлый год 39 судов, общая стоимость которых составила 165 млрд руб. (порядка 74% от общего портфеля). На втором месте холдинг «Ак Барс» (ключевой судостроительный актив — Зеленодольский судостроительный завод), портфель заказов которого составил 4,3 млрд руб. (три судна). Следом идут Universal Cargo Logistics Holding (Окская судоверфь) Владимира Лисина и AEON Corporation (Московский ССЗ и «Верфь братьев Нобель») Романа Троценко с портфелями заказов в 2,8 млрд руб. и 0,8 млрд руб. соответственно (5 и 18 судов).

В июне 2014 года ВМФ ввел в строй первую многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 885 «Северодвинск», которую построило производственное объединение «Севмаш» (входит в ОСК). Стоимость заказа составила порядка 47 млн руб. — более половины от цены всех введенных в первом полугодии 2014 года судов. 19 декабря «Севмаш» сдал АПЛ проекта 955 «Владимир Мономах» стоимостью 14 млрд руб. Общая стоимость заказа, выполненного «Адмиралтейскими верфями» (тоже входит в ОСК), составляет 46,5 млрд руб.— по 9,3 млрд руб. за каждый из пять построенных кораблей. Для ВМФ верфь построила две дизельные подлодки — «Новороссийск» (сдана в августе) и «Ростов-на-Дону» (в декабре). Кроме того, на экспорт для ВМФ Вьетнама построено три дизельные подлодки: «Ханой» и «Хошимин» были переданы в январе, «Хайфон» — в декабре. «Адмиралтейские верфи» должны построить еще три судна для ВМФ Вьетнама и сдать их до конца этого года. Еще один крупный военный заказ выполнило другое ключевое предприятие ОСК, «Северная верфь» — корвет «Стойкий» за 6 млрд руб. и судно обеспечения «Юрий Иванов» за 10 млрд руб., оба для ВМФ. Судостроительная фирма «Алмаз» построила два спецсудна (плавучих крана) для ВМФ (сданы 28 ноября) и два боевых катера — «Изумруд» (сдан 27 июня) и «Аметист» (сдан 3 октября) для ФСБ. Общая стоимость заказов — 26 млрд руб.

Крупнейший гражданский заказ выполнило входящее в ОСК Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО) — в денежном выражении его совокупный объем оценивается в 21,5 млрд руб. Это две морские платформы: для ЛУКОЙЛа (ЛСП-1, сдана в октябре) и буровой компании «Евразия Шельф» («Меркурий», передан в апреле) за 14 млрд руб. и 7 млрд руб. соответственно. Помимо этих двух судов АСПО построило буксир для казахской OMS Shipping и судно снабжения для Dragon Oil Turkmenistan.

Яна Циноева, Егор Попов

Вся лента