Правила игры

комментирует Дмитрий Бутрин, заместитель главного редактора

Всякий раз, когда в правительстве России начинают обсуждать расширение экспорта нефти и других сырьевых товаров за рубли вместо долларов, почти всегда можно оценить перспективы проекта по характеру мотиваций предлагающих его структур: зачем это придумано. Чем более проработано предложение, тем меньше вероятности его реализации, и не потому, что проекту противоречат в этом случае могущественные злые силы, а потому, что нефтеэкспорт из РФ критически важен для экономики страны и в силу этого правила игры в нем очень консервативны и доверяют только прозрачным решениям, а неочевидные блокируют под железным предлогом: не надо экспериментировать с воздухом — чем вы будете дышать?

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

Последнее обострение этой темы случилось на прошлой неделе: глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев в пятницу пояснил, что в правительстве предполагают вновь обсудить тему принудительной продажи части экспортной нефти и нефтепродуктов за рубли на российских площадках, а в субботу вице-премьер Аркадий Дворкович подтвердил, что "правительство обсуждает это с компаниями", однако уточнил, что такие схемы должны быть добровольными. Очередной сеанс "иранской болезни" в России (именно Иран уже в течение не менее 20 лет регулярно пугает мир отказом от доллара в расчетах при экспорте нефти, к этому мировой нефтяной рынок уже даже привык) на этот раз вызван, по данным "Ъ", коррекцией "Основных направлений деятельности правительства" (ОНДП) — 12 февраля ФАС направила в Белый дом предложения включить в цели Белого дома в ОНДП до 2018 года "поэтапное расширение торговли за рубли контрактами на нефть марки Urals и ВСТО, а также контрактами на нефтепродукты, газ, металлы, минеральные удобрения" (причины, по которым в список не вошло традиционно добавляемое туда зерно, неизвестны). Идея, по данным "Ъ", пока не одобрена профильными ведомствами.

Впрочем, есть одна подробность, которая с большой вероятностью сделает идею ФАС непроходной не просто так, а непроходной в квадрате. В последний раз, в августе 2014 года, "Роснефть" остановила рядовую попытку дискуссии на этот счет указанием на то, что полупринудительная продажа нефтеэкспорта за рубли может укрепить рубль. Сейчас идея ФАС состоит в том, что объемы обязательных рублевых сделок можно ставить в зависимость от тренда: надо ослабить рубль — уменьшаем объем обязательных продаж нефти, надо укрепить — увеличиваем. Включение в конструкцию дополнительного элемента нестабильности вдвое ослабит доверие к такому рублю: нехитрая мысль о том, что в стране с моноэкспортом обязательная продажа его за рубли есть просто разновидность обязательной продажи валютной выручки экспортера, почему-то все время выпадает из поля зрения. Все эти хитрости просто не нужны — эффективнее, проще и дешевле отказаться от полной конвертируемости рубля, чем делать ровно то же самое, но доплачивая за это биржам.

Вся лента