Граждане не готовы видеть оппозицию у власти

Но некоторые ее требования поддерживают

По данным "Левада-центра", 58% граждан с разной степенью уверенности считают, что России нужна оппозиция. Около трети поддерживают лозунги предстоящего в Марьино марша "Весна". Но лишь малая часть россиян считает, что оппозиция должна приходить к власти.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Сейчас 18% респондентов отвечают "определенно да" на вопрос о том, "нужна ли в России политическая оппозиция власти", еще 40% говорят менее уверенно: "скорее да". Но, по словам заместителя директора "Левада-центра" Алексея Гражданкина, это не значит, что люди видят в нынешней оппозиции альтернативу. Из 58% только 19% говорят, что оппозиция нужна, "чтобы обеспечивать возможность демократических выборов и смены власти".

Противников существования оппозиции 22%. Они ссылаются на то, что существование оппозиции "распыляет силы общества на споры и распри". При этом за последние 15 лет среди противников оппозиции с 49% до 15% сократилась доля тех, кто считает, что "оппозиция мешает Путину эффективно решать наши проблемы". Алексей Гражданкин объясняет это тем, что "видимой оппозиции нет", а провластные акции, описывающие опасность Майдана в России, направлены на "дискредитацию инакомыслящих еще до того, как они наберут силу и станут оппозицией".

Отношение к "внесистемной оппозиции, к которой социологи при проведении опроса причисляли "Михаила Касьянова, Бориса Немцова, Владимира Рыжкова, Алексея Навального и других", фактически не меняется. "Определенно" симпатизируют "внесистемной оппозиции" 3%, "скорее" симпатизируют — 12%. Но это не мешает симпатизировать повестке так называемого антикризисного марша "Весна", который оппозиция организует 1 марта в Марьино. В опросе "Левада-центра" граждане могли выбрать до пяти "самых важных" требований, которые были составлены социологами на основе лозунгов, обнародованных организаторами акции. При этом о связи требований с акцией не говорилось, пояснил "Ъ" Алексей Гражданкин.

В итоге 18% респондентов заявили, что не готовы поддержать ни одно из 15 перечисленных социологами требований. В тройку самых неприоритетных лозунгов вошли "отмена цензуры СМИ" (5%), "децентрализация власти" (2%) и "освобождение всех политзаключенных" (2%). В тройку "самых важных" — "принятие законодательства против незаконного обогащения чиновников" (32%), "обеспечение честного проведения выборов" (30%) и "прекращение военных действий в отношении Украины" (без указания с чьей стороны; 23%). По словам соратника Алексея Навального Леонида Волкова, требования марша вырабатывались по итогам собственного социологического исследования, а за основу брались проблемы, о которых говорили лишь те, "кто когда-либо ходил на митинги или поддерживает их".

Максим Иванов

Вся лента