Триумф на чужой мотив

В Лос-Анджелесе вручили Grammy

В лос-анджелесском Staples Center прошла 57-я церемония вручения наград американской Академии звукозаписи Grammy. Если год назад церемония зафиксировала первенство французов Daft Punk, то в этом году лидировал англичанин Сэм Смит — он получил четыре граммофончика. Рассказывают БОРИС БАРАБАНОВ и ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.

Фото: Mike Blake, Reuters

Награды музыка

Сэм Смит — соул-певец, чья карьера началась с гостевых вокальных партий на диджейских треках, а в 2014 году он выпустил дебютный альбом и мощно дебютировал с ним на американском рынке. Интересно, что песня "Stay with Me", сделавшая Сэма Смита героем вечера (призы в номинациях "Песня года", "Запись года" и "Лучшее сольное поп-исполнение"), не так давно оказалась в центре скандала с плагиатом. Она настолько похожа на песню Тома Петти и Джеффа Линна "I Won`t Back Down", что Сэму Смиту пришлось внести их имена в список авторов и, соответственно, отчислять им процент с продаж. Любители искать в церемонии Grammy закулисные интриги и подводные течения вполне могут предположить, что с этим эпизодом связано появление на сцене Джеффа Линна и его группы Electric Light Orchestra (ELO), с которой классик долгое время не выступал. ELO вроде как далеки от радаров американской звукозаписывающей индустрии, а тут целое попурри, да еще с участием сверхпопулярного Эда Ширана. Все выглядело так, будто Джефф Линн и Том Петти согласились не раздувать скандал в обмен на громкий "камбэк" ELO перед телекамерами. Выход ELO был похож на дуновение свежего теплого ветра. Пол Маккартни и Бейонсе аплодировали им стоя от начала до конца.

Еще один новый герой Grammy — ирландец Хозьер, который прорвался в американский радиоэфир с не слишком новой песней "Take Me to Church". Он должен был стать кем-то вроде прошлогодней темной лошадки Лорд. Песня стала в Америке трижды платиновой, но Grammy не получила. Зато Хозьер выдал, пожалуй, самый запомнившийся номер вечера. В финале исполнения "Take Me to Church" к нему неожиданно присоединилась Энни Леннокс, и уже вместе они сыграли стандарт "I Put a Spell on You", который в концертной версии прозвучал в разы мощнее, чем на недавнем вялом альбоме вокалистки Eurythmics. Дуэт обошел по красоте и мощи и многолюдный номер Мадонны "Living for Love", и дуэт Тони Беннетта и Леди Гаги, и камерное "трио в черном", состоящее из Пола Маккартни, Рианны и Канье Уэста. Только AC/DC, открывшие церемонию своей "Highway to Hell" и таким образом обозначившие готовность к мировому турне, могли конкурировать в духоподъемности с Хозьером.

Настоящей сенсацией стала награда Беку за альбом года. Диск "Morning Phase" обошел в этой номинации работы более навязчивых и публичных Бейонсе, Эда Ширана, Сэма Смита и Фаррелла Уильямса. "Morning Phase" был также признан лучшим рок-альбомом. Не так часто бывает, чтобы одна и та же пластинка выигрывала одновременно в этих двух номинациях. Награду вручал Принс, который редко соглашается на участие в таких мероприятиях. Бек — фигура равновеликая Принсу, и награда его не самому яркому альбому — это, скорее, признание заслуг за всю четвертьвековую карьеру.

Отдельно стоит отметить концертное представление песни "Chandelier". Ее автор и исполнительница Сиа предпочла петь спиной к зрителям, а драматургию одноименного видео, собравшего полмиллиарда просмотров в интернете, воспроизвели юное дарование Мэдди Зиглер из оригинального клипа и актриса из шоу "Saturday Night Live" Кристен Уиг, придумавшая фильм "Девичник в Вегасе". Номер сорвал овацию, однако песня не выиграла ни в одной из четырех номинаций, в которых была заявлена. В клиповой номинации Сиа проиграла Фарреллу Уильямсу и его "Happy".

Среди победителей в номинациях, посвященных академической музыке, в этом году не оказалось российских музыкантов. Несмотря на свежесть проникновенных интерпретаций и благородство стиля и звука в сольной номинации, пианист Даниил Трифонов проиграл 40-летнему американскому гитаристу Джейсону Вье, чья победа выглядит оригинально для академического раздела "Грэмми" — трек-лист сольного альбом "Play" возглавляет гитарная аранжировка эллингтоновской композиции "In a Sentimental Mood". А в номинации "Best Classical Compendium" тоже сенсация: победителем стала запись музыки легендарного американского экспериментатора-авангардиста Гарри Парча, чье имя еще недавно было известно только любителям музыкальных курьезов.

Премии "Грэмми" отошли еще к двум американским композиторам с одной и той же громкой фамилией Адамс. Собственно, главный Адамс — Джон Адамс, в числе прочего автор оперы "Никсон в Китае" и лицо современной американской композиторской школы, имеет полное право называться новым лауреатом "Грэмми", хотя формально премия уходит в копилку наград St. Louis Symphony Orchestra и дирижера Дэвида Робертсона — их альбом "City Noir" с одноименной оркестровой партитурой и Концертом для саксофона Адамса удостоен "Грэмми" в номинации "Best Orchestral Performance". Почти тезка главного Адамса, Джон Лютер Адамс, автор шумовых экологических сочинений c альбомом "Become Ocean" ("Стать океаном"), стал обладателем "Грэмми" в номинации "Best Contemporary Classical Composition".

В разделе "Лучшая оперная запись года" среди номинантов не было ни одной записи классической репертуарной оперы, разве что почти модернистская позднеромантическая "Электра" Рихарда Штрауса. Другие номинированные оперные партитуры — чистое оперное гурманство и принадлежат ХХ веку или эпохе барокко. А наибольший успех в итоге сопутствовал не Шенбергу, Мийо или даже Рамо в исполнении Уильяма Кристи, а опере Марк-Антуана Шарпантье (к слову, флагманского композитора для Кристи и его ансамбля) "La descente d`Orphee aux enfers" в исполнении ансамбля Бостонского фестиваля старинной музыки.

В сольной оперной категории победителем стала шведская меццо Анне Софи фон Оттер c двойным альбомом "Милая Франция" и музыкой от Сен-Санса, Равеля и Дебюсси до Мишеля Леграна. И ни Филипп Жарусски с ариями Порпоры, ни великая Джойс Ди Донато не смогли составить ей конкуренции.

Любопытно, что в третьей по значению после оркестровой и оперной — в хоровой номинации у серьезных соперников, среди которых были "Страсти по Матфею Баха" с Рене Якобсом и музыка выдающегося английского композитора Густава Холста от Эндрю Дэвиса, выиграла изданная на лейбле Harmonia Mundi запись "The Sacred Spirit of Russia" — впечатляющая программа хоровой русской музыки от Кастальского, Чеснокова и Рахманинова до Ипполитова-Иванова и Владимира Мартынова в исполнении хора Conspirare. Все-таки таинственная русская душа напрямую, минуя самих российских музыкантов, все-таки получила свою "Грэмми", с чем мы ее и поздравляем.

Вся лента