"Мюнхенская конференция превратилась в шоу обвинений и насмешек"

Никакой согласованной позиции по примирению в Донбассе выработать не удалось. Успехом не увенчались ни встречи глав Германии и Франции со своими коллегами в Киеве и Москве, ни Мюнхенская конференция по безопасности. Переговоры, а с ними и война на востоке Украины, продолжаются. Политический обозреватель "Коммерсантъ FM" Юрий Мацарский разбирался в том, что же мешает мирному диалогу.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Конец прошлой недели отмечен целой чередой переговоров, имевших непосредственное отношение к урегулированию ситуации в Донбассе. В четверг в Киев прилетел госсекретарь США Джон Керри, в тот же день Петру Порошенко нанесли визит и главы Франции и Германии. На следующий день Франсуа Олланд и Ангела Меркель полетели в Москву, а уже оттуда на Мюнхенскую конференцию — главное ежегодное совещание, на котором обсуждаются основные угрозы континенту и способы противодействия им. Сама поспешность перелетов по Европе не последних людей планеты указывала на то, что всем заинтересованным сторонам есть что обсудить. Но обсудить — не значит договориться. Так и вышло. Переговоры за закрытыми дверями, что в Киеве, что в Москве, обошлись без сенсаций. И даже на Мюнхенской конференции канцлер Германии Ангела Меркель не раскрыла всех подробностей переговоров, хотя из ее речи и было понятно, что сдвинуть дело с мертвой точки не удалось.

"Россия должна внести свой вклад в разрешение кризиса в Украине. Военными путями этот кризис мы не сможем решить. Поэтому здесь требуется предпринять шаги, направленные на осуществление минских договоренностей. Этому послужили переговоры, которые произошли недавно в Киеве и в Москве. И после вчерашних переговоров, я должна сказать, мы еще не знаем, приведут ли они к успеху. Но я считаю, что этот визит имел смысл. Если мы хотим дать гарантии безопасности и стабильности нашего народа, мы должны принять все положения международного права", — отметила Меркель.

Мюнхенская конференция вообще превратилась в шоу обвинений и насмешек. Украинский президент Петр Порошенко демонстрировал собравшимся российские паспорта и военные билеты, найденные, по его словам, у военных-россиян, воевавших в Донбассе. Глава российского МИДа Сергей Лавров под смех собравшихся журил европейцев за то, что те объединили Восточную и Западную Германию без проведения всенародного референдума. Но то, что решение по Донбассу до сих пор не найдено, стало ясно, скорее, не из такого рода театрализованных выступлений, а из речи вице-президента США Джо Байдена.

"Мы будем продолжать оказывать помощь Украине. Не для разжигания войны, а для того, чтобы позволить Украине защищать себя. Поймите меня правильно: мы не верим в то, что существует военное решение украинского кризиса. Но президенту Путину нужно сделать простой и четкий выбор: убраться из Украины или столкнуться с дальнейшей изоляцией и ростом экономических проблем у себя дома", — заявил Байден.

Что же именно стало камнем преткновения в многочасовых переговорах, так и неясно. Французский президент Франсуа Олланд сказал, что, по его мнению, в Донбассе стоило бы объявить демилитаризованные зоны у нынешней линии соприкосновения вооруженных сил и сепаратистов. Но содержалось ли это предложение в плане, обсуждавшемся с Путиным и Порошенко, или это личное пожелание французского лидера, неясно. Вместе с тем, по словам обозревателя отдела внешней политики издательского дома "Коммерсантъ" Максима Юсина, ни таинственность дорожной карты по Донбассу, ни резкая риторика в адрес России в Мюнхене не являются доказательством того, что мирный процесс застопорился вовсе.

"Когда мы будем анализировать резко критические в адрес России выступления большинства ораторов, надо понимать, что эти речи готовились загодя, еще до того, как стало известно, что есть шанс найти выход из украинского тупика, что Меркель и Олланд предприняли посредническую миссию, побывали в Киеве и в Москве. Когда эти речи писались, еще ничего этого не было известно, поэтому степень критичности в отношении Москвы сильно преувеличена по сравнению с той ситуацией, которая складывается на сегодняшний день. Это не полная уверенность, что завтра-послезавтра будет договоренность, но все-таки то, что два лидера приехали в Москву, посидели пять часов с Владимиром Путиным, дает нам серьезные основания для оптимизма", — отметил Юсин.

Эксперт киевской "Фабрики медиа" Алексей Курпас также считает, что говорить о срыве переговоров не приходится. По его словам, сейчас просто изменились требования сторон, при соблюдении которых они готовы будут пойти на прекращение огня.

"Жесткие позиции каждой из сторон, причем и Европы, и США, и Украины, и России. Они, к сожалению, пока еще не нашли компромиссные варианты решения. Та же Украина на сегодняшний день однозначно требует освобождения Савченко, а эта позиция с Россией, увы, еще не согласована до сих пор. Война утомила всех, и результат этот нужен. И готовы к переговорам все стороны абсолютно", — считает Курпас.

Переговоры действительно продолжаются. И если правы те, кто говорит, что прийти к взаимопониманию в Мюнхене не удалось из-за предубеждения публики в отношении России, то 11 февраля в Минске главы Франции, Германии, России и Украины имеют все шансы договориться, впервые собравшись за одним столом без свидетелей.

Вся лента