Последним делом — самолеты

Рынок авиализинга упал вдвое

Как стало известно "Ъ", кризис, разворачивающийся в российской экономике в целом и на рынке авиаперевозок в частности, уже серьезно затронул смежную отрасль авиализинга. Объем новых договоров в 2014 году сократился более чем вдвое. Основные игроки не ждут улучшения ситуации: авиакомпании активно пересматривают поставки уже законтрактованных самолетов и начинают обращать все больше внимания на операционный лизинг.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

"Сбербанк Лизинг" подвел итоги работы рынка авиализинга в 2014 году, и они оказались неутешительными. Количество новых договоров сократилось почти на 48,5%, их доля в лизинговом портфеле составила 17,4%. Всего за 2014 год были поставлены 75 новых самолетов, из них семь — малой авиации. Наибольшую долю поставленных самолетов занимают суда в возрасте 13-19 лет, только 30% приходится на относительно новую технику (до шести лет). Источник "Ъ" в одной из крупных лизинговых компаний подтвердил, что по итогам 2014 года объем нового бизнеса в авиационном сегменте упал более чем вдвое. По словам собеседника "Ъ", на развитие рынка негативно влияют девальвация рубля, осложнение доступа к зарубежным финансовым ресурсам и трудности российских авиаперевозчиков. Расходы последних на лизинг и так значительны: по прогнозам АЭВТ, в 2014 году они составили 120 млрд руб., а в 2015-м за счет девальвации рубля могут превысить 200 млрд руб.

Гендиректор лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов поясняет, что основными игроками сегмента остаются госбанки, попавшие под санкции США и Европы,— до сих пор они в основном привлекали средства на контракты по поставкам самолетов за рубежом. В России, добавляет он, стоимость кредитов в течение 2014 года постоянно росла, а с увеличением ключевой ставки ЦБ до 17% "ситуация приблизилась к коллапсу".

По прогнозам "Сбербанк Лизинга", ждать улучшения ситуации в 2015 году не стоит, несмотря на потенциал ранее заключенных сделок (обычно от заказа до поставки самолета проходит не менее двух лет): клиенты активно пересматривают поставки. Опрошенные "Ъ" авиаперевозчики ситуацию с закупками самолетов не комментируют. При таких обстоятельствах, добавляют в "Сбербанк Лизинге", среди российских авиакомпаний снова становится популярным операционный лизинг (фактически это среднесрочная аренда самолетов, сейчас ее доля на рынке около 50%), который в отличие от финансового позволяет компании не сильно увеличивать кредиторскую задолженность. По данным МСФО группы "Аэрофлот" за девять месяцев 2014 года, 182 самолета из 253 получены по договорам операционного лизинга. В отчетности "Трансаэро" за первое полугодие 2014 года сообщается, что 35 самолетов из 104 находились в операционной аренде.

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий говорит, что до недавнего времени развитие операционного лизинга сдерживало наличие таможенных пошлин на наиболее востребованные типы самолетов. "Не имело особого смысла брать самолет на относительно небольшой срок в такой лизинг, уплатив сборы на ввозимую технику более 40%",— поясняет эксперт. Зато операционный лизинг позволяет гибко формировать флот в зависимости от объемов пассажиропотока. Но, добавляет эксперт, для более активного развития этого механизма нужно менять нормативную базу, где сейчас отсутствует само понятие операционного лизинга,— соответственно, к таким контрактам не применимы никакие льготы.

Елизавета Кузнецова

Вся лента