С «Суммой» по Приморью

Региональные власти помогут с инфраструктурой для порта на юге края

Приморские власти намерены решить проблемы электро и водоснабжения порта «Зарубино», за кардинальную модернизацию которого взялась группа компаний «Сумма». Объем инвестиций оценивается в 154 млрд руб. Проект позволит увеличить мощность порта даже на первом этапе в 500 раз, до 20 млн тонн в год, с ростом к 2020 году до 60 млн тонн в год. Эксперты согласны, что кроме модернизации порта, нужно существенно расширить возможности существующей инфраструктуры, в том числе желательно построить новую теплоэлектростанцию, однако отмечают — краевой бюджет не потянет такой проект и «Сумме» нужно выступить соинвестором.

Реализация проекта «Большой порт Зарубино» увеличит грузопоток через южное Приморье даже на первом этапе в 500 раз

Фото: Евгений Переверзев, Коммерсантъ

На заседании Совета по привлечению инвестиций в экономику края губернатор Приморья Владимир Миклушевский поручил первому вице-губернатору Василию Усольцеву в течение недели определить состав рабочей группы, которая займется детальной проработкой проекта модернизации порта «Зарубино», сообщили в администрации региона.

Для обеспечения грузопотока, который должен возрасти в сотни раз, нужно модернизировать инфраструктуру: железные и автомобильные дороги, энергетические сети и водоснабжение.

Например, сейчас весь Хасанский район Приморья потребляет 60 мегаватт, а заявленная мощность для энергоснабжения порта — 113 мегаватт. По словам и. о. директора департамента энергетики Приморья Сергея Ковалева, для модернизации энергетической инфраструктуры предлагается схема подключения от подстанции «Владивосток», расположенной в 180 км от площадки. Проект предусматривает строительство новых линий электропередач, установку дополнительных трансформаторов и строительство двух новых подстанций. Глава края высказал мнение, что нужно отказаться от перетоков и строить генерирующие мощности непосредственно в Хасанском районе.

Такая же ситуация складывается и с водоснабжением. Обеспечить порт заявленным по проекту объемом более 500 кубометров в сутки за счет действующих водозаборов невозможно. Для решения проблемы необходимо использовать месторождение пресных подземных вод «Гвоздиковское» в 12 км от порта или месторождение вод в долине реки Андреевка в четырех км от порта. Проработать этот вопрос поручено компании-инвестору совместно с администрацией Хасанского района.

Группа «Сумма» реализует в бухте Троицы проект «Большой порт Зарубино», через который планируется перегружать зерно, контейнеры, генеральные и навалочные грузы, Ro-Ro-грузы и другие. Большую часть объемов, до 60%, должен обеспечить транзит китайских грузов.

«Губернатор прав, что более оптимальным вариантом, по сравнению с ЛЭП, является создание генерации непосредственно в Хасанском районе. Тем более что с учетом создания здесь Территории опережающего развития экономика муниципалитета будет активно развиваться, рост потребления энергии будет обеспечиваться не только портом. С учетом того, что планируется активная газификация района, оптимальным вариантом видится создание здесь газогенерации. Кто будет ее строить — вопрос пока открыт. Есть разные варианты. Это может быть как инвестор, так и профильные генерирующие компании. Надо учитывать, что это будет абсолютно самодостаточный, самоокупаемый проект с гарантированным потребителем, поэтому интерес к нему со стороны профильных инвесторов вполне вероятен,— сообщил „Ъ“ источник в «Сумме».— Что касается в целом инфраструктуры, то, безусловно, на сегодня ее недостаточно для такого крупного проекта. Ее развитие должно быть синхронизировано с развитием порта — в том числе для этого и создается рабочая группа по проекту».

«В целом правильный подход. Вопрос — где взять деньги. Протянуть ЛЭП значительно дешевле и быстрее. А строительство новой электростанции может растянуться на годы. И краевой бюджет не потянет такой проект. Поэтому если «Сумма» настроена серьезно, то она должна выступить соинвестором строительства теплоэлектростанции в Хасанском районе»,— считает генеральный директор ЗАО «Морская инженерная компания» Юрий Рыбалкин.

Андрей Костин

Вся лента