Цена вопроса

Юрий Рогулев, директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта МГУ

Для президента США Барака Обамы начался отсчет последних двух лет пребывания в Белом доме из восьми, отведенных ему законодательством. Американские комментаторы уже начинают сравнивать Обаму с его предшественниками после Второй мировой войны, которым удалось руководить страной два полных срока. Таких президентов, на удивление, не так уж много: Дуайт Эйзенхауэр, Рональд Рейган, Билл Клинтон и Джордж Буш-младший.

Главным мерилом сравнения выступает рейтинг одобрения президентской работы в конце года. Средний рейтинг одобрения деятельности Обамы, составляющий 43%, явно лучше, чем 37% Буша-младшего (декабрь 2006 года), и не так уж далек от 48% у Рейгана (декабрь 1986 года). Однако он уступает 67% Клинтона (декабрь 1998 года) и 57% Эйзенхауэра (декабрь 1958 года).

Президент Обама смог избежать крупных и неудачных войн, скандалов, афер, разоблачений, попыток импичмента, с которыми сталкивались все его вышеупомянутые предшественники, кроме Эйзенхауэра. В период Обамы главным фактором, влияющим на рейтинги, выступало и выступает экономическое положение США. Обама унаследовал страну в состоянии глубочайшего финансово-экономического кризиса, выход из которого оказался трудным и долгим. Завышенные социально-экономические ожидания избирателей в 2008 году плавно, но неуклонно перерастали в разочарование. Из-за этого рейтинг одобрения деятельности Обамы постоянно снижался с 67% в 2009 году до 43% в среднем в течение всего 2014 года.

В этой ситуации многие стали называть Обаму "хромой уткой", придя к выводу, что он будет плыть по течению, не особо напрягаясь до конца своего срока. Однако в конце декабря рейтинг Обамы неожиданно стал расти. Для этого были свои причины. Важнейшая из них, конечно, экономика.

Последние итоговые отчеты федерального правительства, обнародованные на прошлой неделе, показали реальный рост ВВП в последнем квартале на 5%, выше всех благоприятных прогнозов. В стране наблюдается рост инвестиций и потребительских расходов, снижение безработицы и самый быстрый рост числа рабочих мест со времени президента Клинтона. Эта ситуация сводит на нет все рассуждения политических противников-республиканцев о том, что все важнейшие реформы и меры правительства, дескать, лишь "убивают экономику".

Серьезную встряску пережила политическая жизнь Вашингтона. Это произошло после решительных заявлений Обамы о намерении провести (даже без согласия Конгресса) реформу иммиграционной системы и его предложения нормализовать отношения с Кубой.

В общем, последние события показывают, что Обаму рано называть "хромой уткой". Это обстоятельство нужно учитывать и для оценки нынешнего состояния российско-американских отношений и их перспектив. Для этих отношений исторически характерны взлеты и падения, а их главным источником остаются недоверие, подозрительность, укоренившиеся на протяжении многих лет соперничества.

Преодолеть это наследие очень сложно, о чем свидетельствует неудача последней перезагрузки. Однако это не значит, что от новых попыток нормализации нужно отказаться как от бесперспективных. Тем более что, как заметил с некоторым удивлением президент РФ Владимир Путин, товарооборот между нашими странами за последний год даже вырос.

Вся лента