Поворот на Москву

Адвокаты обвиняемых в деле о мошенничестве со средствами Северной верфи хотят судиться в столице

В городской суд Санкт-Петербурга подана апелляционная жалоба на постановление Кировского райсуда, отказавшегося передать дело о мошенничестве со средствами ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь"" в один из районных судов Москвы. По версии следствия, завод заплатил юристам из столичной компании "Самета" 38 млн рублей за работы, которые они не выполняли. Обвинение в этом преступлении было предъявлено пятерым фигурантам, в том числе и бывшему генеральному директору верфи Александру Ушакову.

В Кировский райсуд Петербурга были переданы два уголовных дела о хищении 38 млн рублей, принадлежащих Северной верфи, входящей в "Объединенную судостроительную корпорацию" (ОСК). Преступление, как уже писал "Ъ", было вскрыто прокуратурой Кировского района города, проводившей проверку судостроителей. Тогда надзорное ведомство обратило внимание на контракт между предприятием и московской юридической фирмой "Самета — налоговый и правовой консалтинг". Согласно его условиям, юристы этой компании должны были оспорить в арбитраже налоговые претензии на сумму около 1 млрд рублей. За эту работу в 2012 году Северная верфь перечислила им 38 млн рублей.

Однако прокуроры, изучившие эту сделку, пришли к выводу: московские юристы работу не выполняли — она была сделана юристами судостроительного завода. Материалы были переданы в правоохранительные органы, которые возбудили уголовное дело по ст. 159 УК (мошенничество). Первым был задержан Александр Ушаков, генеральный директор Северной верфи, чуть позже отправленный в отставку. Он заключил досудебное соглашение, дав показания против предполагаемых подельников. Его дело было выделено в отдельное производство, а сам топ-менеджер был отправлен судом под домашний арест.

Затем в деле появились еще четверо фигурантов: начальник юридического департамента ОСК Илья Новосельский, который якобы отдал указание Ушакову о перечислении денег "Самете", бывший корпоративный секретарь верфи Людмила Бикбаева и двое сотрудников "Саметы" — Дмитрий Громыко и Людмила Баталова, которым предъявили обвинение в мошенничестве. В отличие от экс-гендиректора верфи, они настаивают на своей невиновности.

Оба дела были переданы в Кировский райсуд, который первым рассмотрел дело четверых фигурантов. В заседании были заявлены ходатайства о передаче дела в один из районных судов Москвы для рассмотрения по существу, а также об изменении меры пресечения (все обвиняемые, за исключением Людмилы Бикбаевой, находятся под домашним арестом) на подписку о невыезде. Однако райсуд отказал в этих просьбах, но решил передать дело в Дзержинский райсуд Петербурга. По мнению суда, местом окончания преступления следует считать отправку денег со счета Северной верфи в адрес "Саметы". Банк, где обслуживается завод, находится на набережной канала Грибоедова. А эта территория подсудна Дзержинскому райсуду.

Однако адвокаты не согласились с позицией суда и обратились с апелляционными жалобами в городской суд Петербурга, прося изменить своим клиентам меру пресечения и все-таки передать дело для рассмотрения в Москву. Как пояснил "Ъ" адвокат Георгий Одабашян, представляющий интересы Ильи Новосельского, завершением вмененных его подзащитному действий следует считать поступление денег на банковский счет "Саметы", который находится в Москве. "У моего подзащитного не было умысла на хищение средств Северной верфи, он не предпринимал никаких действий в этом направлении, не мог отдавать указания Ушакову, который действует по распоряжению совета директоров Северной верфи", — уточнил защитник Одабашян. По словам адвоката, никаких доказательств виновности его клиента, за исключением показаний топ-менеджера Ушакова — а он лицо заинтересованное — следствием не получено.

Георгий Одабашян сообщил "Ъ", что, как только будет определена подсудность и дело поступит в суд, он заявит ходатайство о прекращении уголовного дела. По словам адвоката, дело было возбуждено незаконно, поскольку до вынесения постановления о возбуждении дела в следственные органы не поступило заявление от Северной верфи, которая в данной ситуации, согласно материалам дела, является пострадавшей стороной.

Отметим, что дело Александра Ушакова пока не рассмотрено.

Дмитрий Маракулин

Вся лента