"Мы живем в стране пассивных телезрителей с комплексом неполноценности"

По меньшей мере 65% россиян уверены, что Москве нужно признать независимость самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Об этом свидетельствуют данные опроса "Левада-центра". При этом лишь 16% полагают, что Россия должна помогать Донецкой и Луганской республикам в обретении независимости от Украины. Обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт считает, что трудно придумать лучшую иллюстрацию состояния умов в России.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Опрос "Левада-центра" показывает результат почти годичного эксперимента с общественным мнением. Государственная пропаганда, депутаты и политологи внушили российскому обывателю, что на Украине пришли к власти фашисты, что в Луганске и Донецке живут исключительно мирные граждане, которые всему этому совершенно законно сопротивляются. Наконец, россиян убедили: российские военные (помимо доставки гуманитарных грузов) не имеют к происходящему никакого отношения. Теперь две трети населения хотят, чтобы ЛНР и ДНР были признаны официально. Но при этом большинство граждан совершенно не хотят полномасштабного вооруженного вмешательства России в конфликт.

В этом есть логика: если верить официальной линии, то в Луганске и Донецке живут супервоины, вдобавок хорошо вооруженные взявшейся с, кажется, неисчерпаемых украинских складов техникой. Ну, так и флаг им в руки, думает простой гражданин. Пусть и дальше воюют. А наших солдат туда отправлять незачем. И включать эти регионы в состав России большинство тоже не хочет. Потому что это будет стоить обывателю его же денег, пусть и относительно небольших с точки зрения госбюджета. Но на фоне экономической нестабильности всякое лыко идет в строку.

Между тем, без военной и экономической помощи России самопровозглашенным образованиям не выжить. И это осознают в Кремле. Признание ЛНР и ДНР способно привести к новым санкциям, которые еще больнее ударят по главным банкам и нефтегазовым компаниям. Цена противостояния с Киевом в этой ситуации может оказаться слишком высокой для экономики России и политического режима. Но как это объяснить российскому общественному мнению?

Десять лет строительства виртуальной "Крепости Россия" и отсутствия конкуренции в политике, соревнования идей, привели к появлению нового типа гражданина. Он безынициативен и охотно сваливает всю ответственность за страну и свою собственную жизнь на власть. При этом он хочет быть великим, могучим и непобедимым. Он недоверчив ко всем, кроме семьи и самых близких друзей. При этом он убежден в своей высокой духовности.

По сути, согласно данным "Левада-центра", мы живем в стране пассивных телезрителей с комплексом неполноценности. Однако при ухудшении реальной экономической ситуации магия пропаганды ослабевает. Телезрители вполне могут забыть о жителях Донбасса и начать требовать от властей повышения своих зарплат и одновременного замораживания цен. Причем именно тогда, когда нужно будет сокращать расходы. И если они не получат желаемого, то могут сильно обидеться. А ведь им так трудно будет объяснить, что все совсем не так, как выглядело на экране. Жизнь рано или поздно прорвет завесу виртуальности. Если ее вовремя не поднять самим.

Вся лента