"Все меньше граждан могут в полном объеме гасить свои долги по кредитам"

Россияне все чаще просят помощи у финансового омбудсмена из-за проблем с кредитами. Сам уполномоченный по правам граждан уверен, что количество обращений выросло в связи с ухудшением экономической ситуации в стране. Собеседники "Коммерсантъ FM" полагают, что это еще один косвенный признак нарастающего кризиса в России.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Россияне стали чаще обращаться за помощью к финансовому омбудсмену в связи с банковскими спорами. Количество жалоб за месяц увеличилось почти в 2,5 раза, заявил уполномоченный по правам граждан Павел Медведев информагентству "Банки.ру". В основном это просьбы помочь с реструктуризацией кредита. Омбудсмен связывает рост числа обращений с общим ухудшением российской экономики и последними геополитическими событиями. Ситуация обусловлена также ростом закредитованности населения. С середины 2012 года банки выдавали кредиты всем подряд, отметил обозреватель портала "Банки.ру" Михаил Тегин.

"Росла и просроченная задолженность россиян. Последние и экономические, и геополитические события привели к тому, что граждане все меньше становятся уверенными в своих будущих доходах. Текущие доходы за счет ускорения инфляции, ослабления рубля обесцениваются. Все меньше граждан могут вовремя и в полном объеме гасить свои долги по кредитам. Сейчас в банковском секторе уровень просроченной задолженности составляет 3,6%. В некоторых банках, крупных и монолайнеровых, этот показатель может достигать трети от размера активов или даже чуть менее половины", — пояснил Тегин "Коммерсантъ FM".

Павел Медведев отметил, что в сентябре, после сезона летних отпусков, обычно приходит мало обращений по банковским спорам. В октябре число жалоб традиционно растет. Однако в первом полугодии 2014 года обращений было больше, чем за весь прошлый год. Рост числа таких жалоб — запоздалое отражение нарастающего кризиса в стране, полагает главный экономист компании "Управление сбережениями" Алексей Логвин.

"Так продвигается вялотекущий кризис, который у нас есть. Такая служба, как омбудсмен, может существовать в спокойных условиях хоть тысячу лет, и ее можно даже не замечать. Но если у вас возникает какая-то сложность, вы не знаете, кто еще может помочь. На первый план выходят именно те, кто хоть что-то может сделать. Наверное, именно с этим и связано. Больше не к кому обращаться. Ситуация сложная. Кредиты не дают, дают только более качественным заемщикам. Ставки растут, платить становится все тяжелее и тяжелее. К кому обращаться? К омбудсмену. Пусть помогает, это его хлеб", — уверен Логвин.

Банки неохотно идут на реструктуризацию кредитов, так как у них не всегда достаточно для этого ресурсов, отметил директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики управляющей компании "Альфа-Капитал" Владимир Брагин.

"Во-первых, действительно есть проблема с тем, что есть категория граждан, которая очень сильно закредитована. Естественно, кредитные риски в отношении них банками расцениваются как очень высокие. Понятное дело, что банки хотят хоть как-то зафиксировать, что-то с них получить, понимая, что если их кредитовать дальше, они просто будут наращивать долг, то со временем придется все списывать практически в ноль. С учетом того, что у банков качество активов тоже сейчас не ахти, наращивать долю плохих кредитов или потенциально плохих кредитов, я думаю, что вряд ли сейчас кто-то захочет", — полагает Брагин.

По словам омбудсмена, достаточно часто удается помогать людям, которые взяли деньги в двух-трех банках. Заемщики с задолженностью перед пятью кредиторами практически обречены на отказ.

Рената Баданова

Вся лента