К открытости своим путем

Блицинтервью

Министр по делам "Открытого правительства" МИХАИЛ АБЫЗОВ заявил корреспонденту "Ъ" МАКСИМУ ИВАНОВУ, что готов уступить часть полномочий по оценке интернет-петиций Общественной палате (ОП), не чувствует конкуренции со стороны ОП и ОНФ и считает уже неактуальным вступление РФ в "Партнерство открытых правительств" (Open Government Partnership; OGP).

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— В чем смысл оценки ведомств на открытость, будет ли она влиять на кадровые решения?

— Независимая оценка — предмет для анализа компетентности конкретных руководителей и специалистов. Но я не думаю, что на данном, по сути, начальном этапе внедрения механизмов открытости негативные оценки должны моментально приводить к кадровым решениям. Основная задача — реализовывать стандарт открытости в органах власти через выработку экспертных решений, качественную обратную связь, обучение госуправленцев. В 2015 году мы хотим обеспечить исследование по всем министерствам и большинству ведомств, подчиненных правительству, в том числе с прицелом на антикоррупционную составляющую. Экспертный совет при правительстве анализировал, как выполняется подписанный президентом национальный план борьбы с коррупцией. По нему все ведомства ежегодно составляют свои планы. Выяснилось: из 60 министерств и ведомств актуальные планы разместили только 35. Многие ограничились шаблонами, эффективность которых оценить нельзя. Поэтому работа ведомств по противодействию коррупции будет приоритетом в 2015 году.

— Исполнительную власть у нас обычно критикует ОНФ. У вас есть ряд пересекающихся проектов — например, по контролю в сфере госзакупок. Вы конкурируете на этом поле?

— С ОНФ мы работаем по ряду направлений. Критика и поддержка позитивна и нужна. Наша же задача не клеймить. В сфере борьбы с коррупцией результат — это не количество пойманных за руку коррупционеров, а закрытие для них лазеек. В ближайшее время мы будем готовить национальный доклад по госзакупкам, в нем будут представлены не безликие цифры, а общественный взгляд на эффективность, экономию, вопиющие случаи. Здесь проекты ОНФ, КГИ и других организаций и отдельных активистов — большая ценность.

— Вы пересекаетесь с обновленной ОП при формировании общественных советов. Была информация, что "Российскую общественную инициативу" (РОИ) могут перенести на площадку ОП. Вы готовы уступать?

— В части РОИ я поддерживаю большую вовлеченность ОП. Предварительно инициативы с РОИ могут рассматриваться на президиуме ОП. Если будут предложения по более плотному участию представителей палаты в рабочей группе при правительстве, это я тоже поддержу. Но по указу президента без структуры на уровне правительства при принятии решений об отклонении или проработке инициативы не обойтись. А в целом ОП является нашим стратегическим партнером. Сейчас мы максимально плотно работаем над перезапуском общественных советов при ведомствах, и роль ОП здесь усилена — от контроля за отбором кандидатов до мониторинга эффективности советов. В итоге, чем качественней ОП сможет участвовать в реализации совместных проектов, тем лучше для системы "Открытого правительства" в долгосрочной перспективе.

— В прошлом году было приостановлено вступление в OGP. Сегодня OGP для России актуально?

— С учетом сложившейся внешнеполитической ситуации для нас этот проект не является актуальным.

Вся лента