Концерты недели

24—31 октября

В декабре исполняется 70 лет клавишнику и композитору Вячеславу Ганелину — одному из тех, кто без преувеличений вынес отечественный джаз (прежде всего тот его пласт, который связан со свободной импровизацией и вообще свободой, отказом от канонов) на мировой уровень, сделал его широко известным. Трио Ганелина, ударника Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина (сокращенно ГТЧ; на Западе оно называлось Ganelin Trio) произвело настоящую революцию: это была доселе неслыханная смесь джазового авангарда, постмодернизма, музыкального театра и многого другого (сам Ганелин называл стиль трио выдуманным словом «кьяжн» — по аналогии с «фьюжн»). С 1987 года Ганелин живет в Израиле и продолжает сочинять музыку и выступать с ансамблями — преимущественно с другими трио, но иногда и в дуэтах. На этот раз с ним выступит литовский перкуссионист Аркадий Готесман. Кстати, именно Литва, как одна из наиболее свободных в культурном отношении советских республик, стала местом рождения ГТЧ. Готесман — музыкант, пожалуй, не менее разносторонний, чем Ганелин. Он тоже сочиняет для театра и танцоров и сотрудничает с выдающимися музыкантами. Кроме того, Готесман исполняет современную академическую музыку, а также клезмер — традиционную музыку восточноевропейских евреев.

Еврейский культурный центр на Никитской, 25 октября, 20.00

Григорий Дурново


The Neighbourhood

Американская рок-группа The Neighbourhood вобрала в себя, кажется, вообще все модные тренды современной музыки — тут и постпанк, и замахи на стадионный рок, и ритмы прямиком из хип-хопа. Группа только в 2013 году выпустила свой первый альбом «I Love You» — и еще до его выхода успела засветиться на крупнейшем калифорнийском фестивале Coachella, да и вообще заявить о себе как о новых звездах. Пока соответствовать ожиданиям получается. The Neighbourhood выглядят как идеальная коммерческая рок-группа прямо здесь и сейчас, с впечатляющей визуальной составляющей, скучноватыми, но прилипчивыми песнями, главная цель которых — забраться поглубже в мозг. Хотелось бы только, чтобы вокалист Джесси Ратерфорд, который выглядит как идеальный татуированный мужчина из мечтаний девочек-подростков, никогда не читал рэп, а вся группа чуть меньше заигрывала с идеями Джеймса Блейка, которые с трудом вписываются в их музыку.

«Главклуб», 28 октября, 20.00

Павел Борисов


«Российские звезды мирового джаза»

Аркадий Шилклопер

Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Казалось бы, совсем недавно фестиваль, придуманный и организованный ведущим отечественным джазовым педагогом, пианистом Анатолием Кроллом, отмечал десятилетие. И вот, миновав этот рубеж, движется дальше. В этом году в программе нет таких амбициозных проектов, как соединение джазового звучания с симфоническим или выступление на одной сцене четырех биг-бэндов одновременно. Но и без этого здесь есть что послушать. В первый день оркестр Анатолия Кролла «Академик-бэнд», постоянно пополняющийся студентами Российской академии музыки, и его же квартет «Мы из джаза», а также Ансамбль классического джаза кларнетиста Валерия Киселева, живущий в Израиле пианист Леонид Пташка и молодые солисты обратятся к джазовой классике. Она, конечно, и так постоянно звучит на джазовых концертах и фестивалях, но не всякий раз при этом ставится задача представить целую галерею славных имен — в программе примерно полтора десятка великих джазовых авторов. Отдельный вечер будет отдан диксиленду — эту уже почти что древнюю, но нестареющую музыку будут исполнять зажигательные и остроумные музыканты из Москвы, Ростова и Челябинска. Сложно предсказать, что ждет зрителя на концерте в рубрике «NEO’быкновенный джаз!»: любых сюрпризов можно ждать как от валторниста и исполнителя на альпийском роге Аркадия Шилклопера, так и от Леонида Пташки, который выступит в ансамбле со скрипачом Саней Кройтором. Ну а «Академик-бэнд», тоже участвующий в этой программе, с легкостью докажет, что ни этому молодому коллективу, ни его мэтру не чужды эксперименты.

Московский международный дом музыки (Светлановский зал — 28, 31 октября, Театральный зал — 29 октября), 28–29, 31 октября, 19.00

Григорий Дурново


Chinawoman

Канадка российского произношения Мишель Гуреви, выступающая под псевдонимом Chinawoman, одинаково хорошо знакома с музыкой и Аллы Пугачевой, и Леонарда Коэна, что легко услышать в ее мрачноватых, но тронутых налетом советской эстрады песнях. Мишель хоть и поет по-английски, но работает именно на восточноевропейскую аудиторию и приезжает в Россию с концертами практически каждый год. Ее здесь всегда хорошо встречают, из клуба-паба «Шестнадцать тонн» в этот приезд она перебралась в куда более вместительный «Театръ». В феврале Chinawoman представила свой третий студийный альбом «Let’s Part In Style», на котором ударилась во мрак и декаданс. В песне «To Be With Others» ее даже можно спутать с Дэвидом Боуи особо депрессивных периодов. В «Woman Is Still A Woman» Мишель, напротив, деконструирует блюз так, что если песню ускорить, то она сойдет за цыганщину.

«Театръ», 29 октября, 20.00

Павел Борисов


Максим Венгеров

Юбилейный концерт выдающегося скрипача пройдет в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». В программе – произведения Элгара, Прокофьева, Брамса, Дворжака, Венявского, Крейслера, Паганини и Изаи. Максим Венгеров выступает вместе с Итамаром Голаном, одним из самых востребованных пианистов своего поколения.

Большой зал Консерватории, 30 октября, 19.00


Эмма Шапплин

Француженка Эмма Шапплин всегда существовала на стыке классической и эстрадной музыки, так и не сумев выбрать что-то одно. Пришлось совмещать; творчество Шапплин сейчас принято причислять к кроссоверу популярной музыки и классического вокала. Шапплин пользуется успехом в России во многом и из-за верно выбранного жанра, она не слишком сложна для неискушенных меломанов и достаточно академична, чтобы не выглядеть пошлой поп-дивой. Шапплин не слишком плодовита на альбомы, в апреле 2014 года вышел всего лишь четвертый за ее почти 20-летнюю карьеру диск под названием «Dust Of A Dandy». В Москве она, впрочем, выступит не с новым альбомом, а со специальной программой «Лучшее из неоклассики» в сопровождении московского оркестра «Новая классика». Для Шапплин такие выступления не в новинку, ее первые работы были сильно вдохновлены неоклассикой, а к одному из дисков она даже написала тексты на староитальянском, чтобы добавить в музыку духа барокко.

Московский дом музыки, 30 октября, 19.00

Павел Борисов

Вся лента