Только бы не улетала

Во время Олимпиады в Сочи для того, чтобы попасть в Олимпийский парк и на Красную Поляну, где разворачивались спортивные события, участники и болельщики использовали два основных вида транспорта: автобусы и скоростные электропоезда "Ласточка". Большую часть пассажиропотока взяли на себя последние. Олимпиада закончилась, но местные власти не хотят расставаться со скоростными поездами.

В пиковое время интервалы движения поездов, отправлявшихся из Сочи до Красной Поляны, составляли всего шесть минут

Фото: РИА НОВОСТИ

Маргарита Меньшакова

Поезда "Ласточка" специально для организации пассажирских перевозок на Олимпийских и Паралимпийских играх РЖД заказали у немецкого концерна Siemens в конце 2009 года. Приобретенный позднее статус генерального партнера Игр в категории "железнодорожные перевозки пассажиров и грузов" обязал госкомпанию построить и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: железные дороги, тоннели, а также станции и вокзалы.

38 сочинских "Ласточек" поставили на несколько регулярных маршрутов: Сочи--Адлер--Олимпийский парк, Олимпийский парк--Красная Поляна, Сочи--Адлер--Красная Поляна, Сочи--аэропорт Сочи. С 24 января и на весь период проведения Игр РЖД ввели напряженный, так называемый олимпийский, график движения. Например, от Красной Поляны в сторону Адлера ежечасно курсировали четыре поезда, столько же — в обратном направлении. Каждые сутки поезда совершали по 413 рейсов. Поезда обеспечивали перевозку около 7 тыс. пассажиров в час. Свое движение "Ласточки" начинали в семь утра, а последние поезда с конечных станций уходили около полуночи. Всего за время Игр "Ласточки" перевезли около 4,8 млн пассажиров.

Комфортабельность скоростных поездов высоко оценили президент Владимир Путин и глава Международного олимпийского комитета Томас Бах — на одной из "Ласточек" они добирались из аэропорта на открытие железнодорожного вокзала в Адлере. После осмотра вокзала Томас Бах признался российскому лидеру, что, глядя на уровень подготовки к Олимпиаде в регионе, он ждет "грандиозного мероприятия".

"Это произвело глубокое впечатление,— сказал господин Бах.— Олимпийский парк в Сочи внесет свой вклад в то, что Олимпийские игры в Сочи войдут в историю олимпийского движения как уникальные".

По словам экс-заместителя генерального директора АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр" (сейчас переформировано в АНО "Единая транспортная дирекция" для транспортного обслуживания Крыма) Муса Яквашева, "Ласточки" взяли на себя основную нагрузку по транспортировке пассажиров в период Олимпиады. В пиковое время интервалы движения поездов, отправлявшихся из Сочи до Красной Поляны, составляли всего шесть минут.

"Если бы такой объем пришлось везти автобусами, это было бы очень напряженно",— говорит господин Яквашев. Ограничений движения поездов по техническим причинам ни разу не было. Случались лишь перебои с электричеством, которые оперативно устранялись.

Это подтверждает и мэр Сочи Анатолий Пахомов.

"Мне неизвестно ни об одном случае каких-либо сбоев, задержек, нарушений графика — электропоезда работали как часы, жители Сочи и гости Игр пользовались ими с удовольствием. И вообще "Ласточки" стали такой же неотъемлемой частью большого спортивного праздника, как ледовые дворцы, стадионы и отели для спортсменов и зрителей",— говорит глава города.

На "отлично" оценивает общий уровень подготовки железнодорожной инфраструктуры к прошедшей Олимпиаде и ректор Российского международного олимпийского университета (готовит специалистов в области спортивного менеджмента для российской и мировой индустрии спорта, олимпийского и паралимпийского движения) Лев Белоусов.

"Была проделана огромная работа по строительству и модернизации транспортного узла Сочи--Адлер, запущены современные комфортные поезда, которые ходили строго по расписанию,— отмечает господин Белоусов.— Хотелось бы отметить очень важную для зрителей возможность бесплатного проезда и, конечно, ненавязчивую, но четкую работу служб безопасности на вокзалах и на всем пути следования "Ласточек". Я считаю, что здесь мы проявили себя на высоте и гости Олимпиады остались довольны. Это я знаю не понаслышке, так как в период Игр наш университет принял целую вереницу национальных делегаций и все они, делясь впечатлениями, отмечали превосходную транспортную логистику".

Конечно, после окончания Олимпиады загрузка "Ласточек" значительно снизилась. Но по мнению Муса Яквашева, который ныне занимает пост начальника сочинского территориального отдела межрегионального управления государственного автомобильного и дорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, местных жителей нужно ориентировать на железнодорожный транспорт. Ведь автотрассы забиты. А "раз дали такую базу, как "Ласточки", то ее надо использовать",— заключает он.

По словам Анатолия Пахомова, сочинцы уже привыкли к "Ласточкам", которые стали "замечательной альтернативой другим видам общественного транспорта".

"Разумеется, их работа должна войти в повседневный ритм, для этого наверняка будет проводиться определенная оптимизация, но нам очень хочется, чтобы эти поезда в нашем городе работали и дальше",— подчеркивает мэр Сочи.

Вся лента