Унесенные веком

Контекст

Дом Лермонтова, увы, не одинок. Вместе с ним XX век не пережили еще несколько литературных домов, которые были знаковыми в Первопрестольной

Дом Погодина на Девичьем Поле

Барский дом XVIII века, принадлежавший некогда роду Щербатовых (в "Войне и мире" на допрос к маршалу Даву сюда приводят Пьера Безухова). В декабре 1835-го дом (Погодинская ул., 12а) купил историк М.П. Погодин и жил здесь до кончины в декабре 1875-го. При нем дом стал центром литературной Москвы: на торжественных обедах и вечерах здесь бывали А. Островский, М. Лермонтов, Тургенев, П. Вяземский, М. Загоскин, А. Хомяков, А. Фет, Л. Мей, А. Писемский, Д. Свербеев, Н. Берг, П. Садовский, Н. Павлов, М. Щепкин и другие знаменитости. В 1830-х и 1840-х у Погодина жил его друг Н. Гоголь; здесь он работал над первым томом "Мертвых душ", "Тарасом Бульбой", "Портретом".

Остатки дома, пострадавшего от налета немецкой авиации осенью 1941-го, были разобраны после войны. Сохранился деревянный флигель ("Погодинская изба").

Дом Хомякова на Собачьей площадке

"Родовое гнездо" русского славянофильства. Дом, построенный в начале XIX века, в 1840-е купил А.С. Хомяков, идеолог славянофильского течения русской общественной мысли. До смерти хозяина в 1860-м здесь собирались и вели яростные дискуссии о судьбах Родины Гоголь и Языков, братья Аксаковы и братья Киреевские, Погодин и А.К. Толстой, Самарин и Кошелев, с которыми иногда приходили поспорить западники — Герцен, Грановский, Чаадаев, Белинский. "Сверх участников...— вспоминал Герцен,— приезжали охотники, даже охотницы и сидели до двух часов ночи, чтобы посмотреть, кто из матадоров кого отделает и как отделают его самого".

Мемориальная обстановка комнат, в том числе и знаменитой "говорильни", сохранилась нетронутой до начала ХХ века, и в 1920 году в доме Хомякова (Собачья площадка, 7) был открыт Музей сороковых годов, филиал Исторического. Здесь часто бывал М.А. Булгаков, друживший с заведовавшим музеем искусствоведом Б. Шапошниковым. Музей был закрыт в 1929-м за "эстетствующе-буржуазный уклон", а дом Хомякова был снесен в начале 1960-х вместе со всей Собачьей площадкой при прокладке Нового Арбата.

Дом Римских-Корсаковых на Страстной площади ("Дом Фамусова")

Дом 1790-х годов, перестроенный в XIX веке (Пушкинская площадь, 3). В 1820-х — начале 1830-х принадлежал гостеприимной М.И. Римской-Корсаковой и славился на всю Москву балами и благотворительными концертами. Хорошими знакомыми хозяйки были Пушкин и Грибоедов, неоднократно бывавшие в ее доме. Поэт П. Вяземский писал, что Пушкин одно время был влюблен в дочь хозяйки, Александру, и посвятил ей несколько строк в 7-й главе "Евгения Онегина". Грибоедов, бывший в отдаленном родстве с Римской-Корсаковой, как считается, вывел многих ее родственников и домочадцев в "Горе от ума", и дом на Страстной площади с тех пор стали звать "домом Фамусова". По легенде, декорации, в которых в Малом театре шла классическая постановка "Горя от ума", воспроизводили интерьеры этого дома.

Снесен в 1968-м для строительства нового корпуса издательства "Известия", несмотря на отчаянные протесты литературной общественности.

Дом Островского на Житной улице

Небольшой дом с мезонином (Житная улица, 10) был мемориальным памятником. Знаменитый драматург А.Н. Островский жил здесь в 1834-1841 годах. В 1992-1995 годах в бесхозном деревянном доме произошло шесть пожаров. Снесен весной 1995 года по решению комиссии Московского городского управления по охране памятников.

Дом Сухово-Кобылина на Страстном бульваре

Главный московский адрес драматурга (Страстной бульвар, 9) — здесь писал он свои пьесы, здесь был арестован по обвинению в убийстве. Построен в 1820 году, перестроен в 1850-м. Снесен в 1997-м на основании постановления правительства Москвы. В 2004-2006 годах на участке выстроен многоэтажный комплекс с подземной стоянкой и "прилепленным" к нему в качестве "фигового листка" новодельным главным домом усадьбы.

Подготовил Константин Михаилов

Вся лента