Автошколы застряли в пробке

В Омске только три учебных заведения имеют право учить водителей

Рынок автошкол Омского региона временно парализован. Спустя два месяца после вступления в силу новых требований к обучению водителей из 147 региональных автошкол только три прошли все необходимые согласования и имеют право набирать учеников. Участники рынка прогнозируют уход мелких игроков и увеличение стоимости образовательных услуг в этой сфере. Эксперты считают, что новые правила обучения водителей могут привести к консолидации регионального рынка — автошколы будут объединять усилия для совместного использования площадок и учебных помещений.

Из 147 региональных автошкол только три автошколы города Омска получили полный пакет необходимых для дальнейшей работы документов после согласования в ГИБДД материально-учебной базы, сообщили вчера в ведомстве (всего в Омске 53 автошколы).Согласовать образовательные программы удалось 42 организациям из 60 подавших заявки. Какие именно школы теперь имеют право принимать учеников, в ГИБДД отвечать отказались. По данным Ассоциации автошкол Омской области, свое соответствие новым требованиям доказали частное образовательное учреждение дополнительного образования «Учебный центр АСС», Омская областная общественная организация «Спортивно-технический клуб ”Каскад”» и общественная организация «Омское городское общество автомобилистов». В ГИБДД сообщили, что учебные организации, не прошедшие полный процесс согласования программ обучения и материально-учебной базы, приостановили набор абитуриентов. «Пока они не пройдут все процедуры, их выпускники до финальных испытаний допускаться не будут», — сообщили в дорожной полиции.

Как писал „Ъ“, в рамках реформы образования водителей Министерство образования и науки совместно с УМВД РФ разработали новые требования к учебному процессу, вступившие в силу 12 августа. В частности, увеличился курс обучения (для получающих права категории B с нуля) — со 106 до 134 часов теории и с 50 до 56 часов практики. Более строгими стали требования к качеству учебной площадки для обучения вождению, теперь ее размер должен быть не меньше 0.24 га и она должна быть оборудована учебными перекрестками, пешеходными переходами и светофором.

По мнению участников рынка, количество автошкол уменьшится не менее чем на 10% из-за ухода мелких игроков, появившихся на рынке после 2010 года, когда учебные организации были освобождены от необходимости проходить аттестацию в ГИБДД. «У большинства проблема с автодромами. Многие учебные организации арендовали площадки у других автошкол, а теперь им в аренде отказывают, так как количество учебных часов зависит от площади автодрома. В то же время оборудование нового автодрома с нуля будет стоить порядка 3–4 млн руб.», — считает председатель совета Омской областной общественной организации «Спортивно-технический клуб ”Каскад”» Дмитрий Васильев. Он подтвердил, что пока многие автошколы не принимают новых учеников и «рынок затих».

По словам председателя Ассоциации автошкол Омской области Валентины Беспятовой, процедура согласования документов автошкол продлится минимум до нового года. «В неделю в ГИБДД могут принять одну-три школы, так что независимо от готовности автошкол проверка на соответствие растянется на длительный срок. Меньше всего шансов получить документы о соответствии у сельских школ, поскольку в районах далеко не все дороги асфальтированы, что уж говорить о площадках», — сообщила она. По данным госпожи Беспятовой, на сегодня стоимость обучения на категорию В в автошколах уже увеличилась на 20%, до 30 тыс. руб., и «не исключено, что цены будут расти и дальше».

Эксперты прогнозируют консолидацию регионального рынка автошкол. «Более мелкие игроки будут вынуждены объединяться для совместного использования площадок и учебных помещений, но на этот процесс потребуется время», — считает аналитик ИК «Финам» Анна Мишутина.

Ольга Данилова

Вся лента