Примите меры!

Маше Трауб остро не хватает школьного дневника

Высокие технологии пришли в школу. Теперь загадок, которые предстоит решить родителям, стало еще больше

Бумажные дневники отменяют. Но с электронными проблем не меньше

Фото: Валерий Бушухин / ТАСС

Маша Трауб

Когда мой сын Василий учился во 2-м классе, я заполняла ему дневник (в 1-м у них дневников не было, поскольку считалось, что оценки нанесут моральную травму детям). Так вот я старалась писать красиво и даже высовывала от старания язык и разве что слюной на страницы не капала. Но почерк у меня, как у врача с долгой практикой, так что ни мой сын, ни учительница не могли разобрать, что я там понаписала. Сыну пришлось тренировать память, запоминая расписание. Тетради, кстати, тоже подписывали родители и наши узнавались издалека.

Когда Вася учился в 3-м классе, его бабушка, моя мама, научила мальчика подделывать мою подпись, как когда-то научила меня имитировать свою подпись. Мама считала, что это одно из ценнейших знаний, которые она может передать внуку. Она долгие годы работала адвокатом, и когда я попросила ее расписаться, она ответила: "Распишись за меня". Я пошла расписываться, но мама меня немедленно остановила: "Кстати, на будущее: запомни, подделка подписи — уголовное преступление. И никогда не подписывай то, что не прочла. До последней строчки. Если вызовут в милицию, вообще ничего не подписывай, иначе тебя никто не вытащит. Поняла? Теперь иди, расписывайся". Я направилась в комнату. "Стой,— остановила меня мама,— даже за мать, брата, свата нельзя. Тем более за родственников. Они останутся, а ты сядешь. Поняла?" Я ничего не поняла, но на всякий случай расплакалась... Так вот бабушка научила внука ставить мою закорючку и прочитала ему такую же лекцию, как когда-то мне.

Когда меня вызвали в школу, я рассказала про бабушку (а что еще оставалось), и учительница все поняла. Заодно попросила консультацию: ей нужно было разделить дачу. И нашей бабушке она почему-то сразу доверилась.

В 4-м классе Вася проводил эксперименты по выведению оценок со страниц. Учился он хорошо, но не мог лишить себя удовольствия от такого эксперимента. Поэтому дневник у него был в подпалинах, следах вещества неизвестного происхождения, а посередине зияла дыра: чем-то прожег.

В 5-6-м классе дневник он забросил. Иногда вписывал туда странные зашифрованные иероглифы. А в остальном дневник оставался девственно чистым.

В 7-м классе в школе ввели электронные дневники, и я могла следить за его успеваемостью, не выходя из дома. Вася тоже с удовольствием следил за своей успеваемостью, даже с некоторым удивлением, считал, что график нарисован неправильно, средняя оценка тоже, и пытался взломать систему. При этом в ходу оставались обычные дневники. Оценки за четверти в бумажном и в электронном виде иногда не совпадали. Так что я точно не знала, как окончил год мой сын.

В этом году бумажную версию дневников вовсе отменили. Кроме того, я больше не имею доступа в электронный дневник, поскольку раньше туда был вход через школьную городскую информационную систему, которая хранила логины и пароли, безвозвратно стертые из моей памяти. Теперь нужно регистрироваться на сайте госуслуг. И без пароля МРКО (не знаю, как расшифровывается эта аббревиатура), который нужно получить у классного руководителя, я туда никак не попаду. Василий, конечно, не спешит мне помочь, и пароль не выдает, как партизан, и телефон классной не дает. В принципе, можно приложить усилия и все узнать, но я ведь доверяю своему сыну. А что остается? На вопрос, как дела в школе, он закатывает глаза, считая это самым тупым из тупейших вопросов. Но, в конце концов, есть косвенные признаки. Например, если он идет в школу к нулевому уроку, значит, получил двойку за тест и пошел его переписывать.

Раньше в дневнике можно было прочесть: "Прогулял первый урок без уважительной причины". Теперь мне приходят эсэмэс о том, в котором часу сын вошел в школу и когда вышел. Дети ведь заходят не просто так, а по карточкам. То есть, по идее, я получаю эсэмэс, что в 8:25 Василий зашел в школу, и дальше живу спокойно: ребенок на уроках. А в 14:25 он вышел из школы, и я могу смело греть обед. А если я не получила эсэмэс, то должна начинать нервничать и звонить сыну: где он прогуливает?

Проблема только одна. То, что мой сын зашел в школу в 8:25, я узнаю где-то после обеда, ближе к трем. А когда Вася сидит дома и ужинает, мне сообщают, что он вышел из школы. Иногда я получаю сразу порцию эсэмэс, в которых невозможно разобраться. Кажется, что мой ребенок находится сразу в трех местах одновременно: в школе, дома и не пойми где. Это означает, что дети сломали турникет и по одной "проходилке" прошли сразу все. Или Вася забыл карту дома, или я не знаю, что еще.

Хотя знаю конечно же. Роль дневника и эсэмэс-оповещений взяли на себя консьержки, дворник и одноклассники. Если зажать Васиного одноклассника с девятого этажа в лифте, то можно узнать, что у них была контрольная, что потом девочки пошли в "Шоколадницу", а завтра нужно прийти в парадной форме по случаю дня рождения директора.

Консьержка доложит, что Вася сначала ушел на футбольное поле, где изгваздал штаны, перелез через забор за мячом и порвал свитер и только потом пришел домой.

Да, еще одно новшество. Про обязательную школьную форму все вдруг забыли, зато ввели обязательную форму для физкультуры — белый верх, черный низ. В классе у Васи все мальчишки — футболисты в той или иной степени. И у каждого — майка своей любимой команды. Вася, например, категорически отверг желтую, бразильскую (там еще что-то на спине написано) и ходит в красно-зеленой, локомотивовской. Иногда, правда, надевает немецкую или английскую (да, я никак не запомню, как называются команды, и различаю майки только по двум категориям — чистая или в стирку). Причем для него логика совершенно ясна: сегодня он никак не может пойти в немецкой, а нужна непременно локомотивовская. Еще у него есть майка тульского "Арсенала", которую он носит по особым случаям. Я у него как-то спросила, нельзя ли пойти в чистой и выглаженной другой майке. Он опять посмотрел на меня так, как будто я задала ему самый тупой из тупейших родительских вопросов.

А дневников мне по-настоящему жаль. Мой сын не знает, что такое промокашка, а шестилетняя дочь не будет знать, что такое дневник. И исчезнет целый культурный пласт — учительские замечания для родителей. Мое любимое из 3-го класса: "Игнорировал, плевался, дерзил, но ответил. Примите меры!" или "Прогуляли урок всем коллективом. Примите коллективные меры!"

Вся лента