Молчание щенят

Мечтают ли собаки об одиноких автомобилях

Анна Килимник, фото Мартина Асборна

Эта фотосессия состоит из четырех десятков изображений, которые британский фотограф Мартин Асборн снимал на протяжении трех лет. Она незамысловато называется "Молчание собак в автомобилях". Глядя на эти снимки, испытываешь непреодолимую тоску и одиночество. Этих ли чувств хотел добиться Мартин от зрителей, мы спросили у самого фотографа.

Однажды, когда я был маленьким, меня оставили одного в машине. Я не помню, когда именно и где, не помню даже, как надолго. Наверное, мне было года четыре. Вероятно, машину припарковали возле супермаркета. Возможно, я просидел в ней минут пятнадцать. Детали не существенны. Важно, что я тогда подумал: а что, если никто не вернется? Страх, который я испытал, был очень сильным, потому что дети могут очень хорошо себе вообразить одиночество, которое длится вечность. А ведь я был любимым ребенком, и родители, по сути, никогда не покидали меня.

Примерно в том же возрасте я посмотрел по телевизору документальный фильм, в котором были кадры, как собаку сажают в полиэтиленовый пакет и просто выкидывают. Помню, больше всего меня тогда потрясло, что пес не может человеку даже ничего сказать.

Maus

Помимо того, что серия "Молчание собак в автомобилях" была издана отдельной книгой, состоялись одноименные персональные выставки Мартина Асборна, одна - в Лондоне, другая - в Лос-Анджелесе.

Мартин Асборн
родился в Лондоне в 1973 году, где прожил большую часть своей жизни с родителями и сестрой. Но учился он в Художественной школе в Шотландии. У него издано четыре альбома фотографий: "Лиса гуляет по городу", "Я прожил в Восточном Лондоне 85 с половиной лет", "Меня зовут Муз: современная жизнь глазами собаки" и "Молчание собак в автомобилях".

Все кадры этой серии - постановочные. К счастью, в Великобритании не так легко найти собак, оставленных одних в автомобилях: мы своих питомцев очень сильно любим! Героев для этих фотоснимков я находил, гуляя в парках со своим собственным псом и разговаривая с владельцами других собак. С автомобилями было немного сложнее: я искал нужные мне машины, размещая объявления в интернете или же оставляя записки на лобовом стекле тех автомобилей, которые были мне интересны.

Burt

Каждая фотография из этой серии названа по имени ее главного героя, которым является, конечно, собака, а не автомобиль.

"Моя любимая порода собак - помесь бедлингтон-терьера и уиппета. Эти собаки серые и пушистые, очень смешные и очень быстрые. И у меня, конечно, есть собака, это миниатюрный шнауцер, его зовут Муз, и его шерсть тоже серого цвета!"

"Возможно, вы даже не удивитесь - но и мой автомобиль тоже серого цвета! Это Audi A4. Мне нравится серый цвет, я думаю, из всех существующих цветов он - самый интересный".

Подбирая пару "собака - автомобиль", мне было неважно, какой марки и модели будет машина. Они просто должны были соответствовать друг другу - по цвету, по форме, просто по ощущению. Они не должны были выглядеть одинаково, но между ними должна была быть визуальная связь. Если у собаки черная шерсть, она может хорошо выглядеть в черном автомобиле. Если собака очень большая, она может интересно выглядеть в очень маленьком автомобиле. Моей задачей было создать определенный образ.

Вначале я думал, что все собаки будут выглядеть на фотографиях похоже: грустными и одинокими. В некотором смысле, я пытался вернуться в ту машину, в своем детстве, чтобы заново пережить испытанные тогда сильные чувства. Но собаки проявили такой богатый спектр эмоций! Некоторые злились, некоторые были счастливы, некоторые были спокойны, некоторые пугались. Это было, как если бы, открыв коробку с серыми карандашами, я увидел внутри великое множество оттенков.

Hector

"Я думаю, что мы неразрывно связаны с животным миром, но мы ведем себя так, как будто мы сильно отличаемся. На своих фотографиях я стараюсь запечатлеть разрыв, который существует между людьми и животными".

"Я не люблю оставлять одних в автомобиле ни собаку, ни ребенка. Это действительно может быть и страшно, и одиноко - для любого из них. Но если речь идет об очень коротком времени, я полагаю, что в этом нет ничего страшного".


Со мной случалось такое - приезжаешь за покупками, а в машине возле магазина сидит одинокая собака. Я проверяю, открыто ли в автомобиле окно и в порядке ли собака. Если бы было очень жарко, и собака внутри не очень хорошо себя чувствовала, я бы, вероятно, сделал что-нибудь, чтобы исправить ситуацию: вызвал бы полицию или разбил окно у машины. Но, к счастью, до такого никогда не доходило.

У меня есть много работ с собаками, но я фотографирую и людей. Мне сложно сказать, чей портрет интереснее - собаки или человека. Это зависит от самого портрета! Но, я думаю, что легче уловить настоящий характер именно в портрете собаки. Человек очень хорошо научился скрывать свои истинные чувства, свои переживания, свою индивидуальность, его взгляд в камеру может легко всех обмануть. А собаки никогда не лгут.

Margaux

Есть люди, которые любят животных больше чем людей, объясняя свои чувства тем, что животные добрее и искреннее. Я считаю подобную позицию ошибкой. Мы должны любить всех живых существ настолько, насколько мы только можем, а людей, вероятно, даже больше. Но я думаю, что очень важно говорить и соблюдать права животных. Вот собака - она не может поговорить с нами, сказать свое мнение по тому или иному вопросу. Пусть она не так умна, как человек, но она может чувствовать боль, и она хочет жить - так же, как хочу этого я или вы. Мы должны быть внимательны в своем отношении к любому животному, потому что у нас слишком много власти над ними.

Вся лента