Возраст несогласия

Борис Барабанов о новом альбоме группы «Би-2» и других сентябрьских релизах

На сайте группы "Би-2" есть объяснения насчет недавней отмены ее выступления в Кишиневе. Музыканты пишут: "Как выяснилось, представленное нам как музыкально-развлекательное, мероприятие, посвященное празднованию дня города, является политической акцией. Группа "Би-2" принципиально не принимает участие в мероприятиях, каким-либо образом связанных с политикой". Это сообщение из какой-то прошлой жизни. В жизни нынешней любое действие людей с гитарами, способных собрать на своем выступлении сотню-другую слушателей, это политика. Зачтется все: где выступил, что сказал, что спел, что не спел. Раньше "Би-2" действительно меньше других популярных групп ассоциировались у публики с "общественно значимыми" темами. Темы эти в текстах присутствовали, но группа умела напустить туману разговорами об австралийских студиях и английских продюсерах.

С альбомом "#16плюс" другая история. "Я, признаться, не думал, что может быть так: кто вчера был мне другом — сегодня мой враг. Мы в прощальных объятиях стоим на краю, ведь друг в друга стрелять... нас забрали в армию". Уже неважно, в 2013-м году написана эта песня или в 2014-м. Факт в том, что рецензии на пластинку "Би-2" теперь как рецензии на ДДТ — могут состоять из одних цитат.

Глядя на лучащийся беззаботной радостью фейсбук Левы Би-2, не скажешь что этот парень может "рвануть чеку". Еще полгода назад в клипе "Хипстер" "Би-2" высмеивали одноименную субкультуру, наряжая Филиппа Киркорова в смешные короткие штаны. Но уже в этом номере, адресованном вроде бы "узкому кругу", было тревожное ощущение целой рухнувшей в одночасье жизни и прихода новой, в которой "майка с принтом" и "музыка Лондона" перестанут иметь хоть какой-нибудь смысл. Еще один издевательский номер, "Мать", это, в общем-то, переплавленный в синти-поп анекдот про тещу. Но даже его "Би-2" решают с несвойственным себе остервенением.

В музыке "Би-2" принципиальных изменений не наблюдается, ну, может быть, альбом "#16плюс" — чуть более "позднедепешмодовский" по звуку, чем среднестатистический материал группы. Важнее общее ощущение праведной злости. Важнее чувство, что и этих благополучных, не обделенных вниманием публики, вроде бы со всех сторон защищенных господ "достало", и теперь в их текстах "злые дети жгут снеговика" и "в долгих поисках правды верят вранью".

Даже если бы "Би-2" просто оставались группой с редким для отечественной рок-сцены чувством поп-мелодии, этот альбом уже заслуживал бы внимания. Но новая интонация "Би-2" делает его частью времени. Свет в конце альбома, безусловно, присутствует, конкретно — в мажорно настроенных номерах "Только любовь починит" и "Три сантиметра над землей", которые просятся в титры отечественных блокбастеров, подобно "Молитве" из прошлого альбома, попавшей в "Метро". Собственно, их уже взяли в "Мамы-3" и в "Клинч" Сергея Пускепалиса.

Не обошлось и без традиционного бонус-трека — поклона старшим товарищам. Заканчивается диск кавер-версией аукцыоновского "Нэпмана". И если бы она была опубликована годом раньше, мы бы просто отметили, что просветительская миссия "Би-2" выполнена. Но в "текстоцентричном" альбоме "#16плюс" строки Дмитрия Озерского выглядят логичным завершением общей картины. Чтобы жизнь медом не казалась. "Отныне будет хорошо. Я смена проклятого класса. И снова в моде ананасы. Последний день уже прошел. Я раньше был Плохиш, теперь я Кибальчиш. Зачем мне ваш Париж?"

Презентация альбома "#16плюс" пройдет в Crocus City Hall 20 ноября

"Би-2" "#16плюс" (Мистерия Плюс)
www.bdva.ru

Вся лента