Trade-in с господдержкой

Новый способ стимулирования авторынка с выгодой для граждан

Новая государственная программа обновления автопарка, запланированная до конца года, дает возможность получить скидку при покупке нового автомобиля после сдачи старого не только в утилизацию, но и в trade-in. Эта схема впервые может стать выгоднее по сравнению с продажей по объявлению.

Фото: Леонид Фирсов

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ

C 1 сентября до 31 декабря 2014 года в России действует программа обновления автопарка. В некотором роде это повторение программы утилизации 2010-2011 годов. Тогда за сдачу в утилизацию легковой машины старше десяти лет владельцу предоставлялась скидка 50 тыс. руб. на покупку любого автомобиля отечественной сборки. В результате в утиль сдали около 600 тыс. единиц техники, столько же приобрели новых автомобилей по программе. Выиграли в основном АвтоВАЗ (80% купленных по программе машин — до 60% всех продаж АвтоВАЗа за тот период) и Renault (6%).

Однако программа 2014 года принципиально отличается. Под ее действие подпадают все категории автотранспорта вплоть до коммерческого, автобусов и грузовиков. Скидку на покупку нового автомобиля можно получить не только сдав старый на утилизацию, но и реализовав его по схеме trade-in у дилера. Кроме того, уже нет 10-летнего возрастного порога. Размер скидок варьируется в зависимости от типа машины. Для легковых она составляет 50 тыс. руб. при сдаче в утилизацию и 40 тыс. руб. при продаже по схеме trade-in. Для сдавших грузовик или автобус скидка при покупке аналогичного транспортного средства может достигать 350 тыс. руб.

Скидки на честном слове

Предполагается, что за время действия проекта будет обновлено чуть более 170 тыс. единиц автотранспорта, на это запланировано потратить из госбюджета 10 млрд руб. Именно запланировано: председатель правительства до сих пор не утвердил проект, соответственно, средства не выделены. Однако с 1 сентября программа стартовала в прямом смысле на честном слове. Как написано на сайте Минпромторга, к ней присоединились все основные автопроизводители, среди которых ГАЗ, АвтоВАЗ, КамАЗ, "Соллерс", Ford Sollers, PSA Peugeot Citroen, Volkswagen, "Renault Россия", Hyundai и KIA. Присоединились добровольно. Каждый определяет скидку, которую предоставляет покупателю за сдачу старого автомобиля в утилизацию или trade-in. Иногда скидка даже превышает рекомендованный государством уровень. Государство же в конце года обязуется изыскать в бюджете запланированные 10 млрд руб. и компенсировать недополученную прибыль автопроизводителей в рамках рекомендованных сумм (все, что автопроизводитель назначил свыше,— его личное дело). Однако обязательства государства исключительно устные — гарантийных писем или договоров с автопроизводителями нет. "Мы не первый раз начинаем работать до подписания официального документа под слово Минпромторга — пока не обманывали",— рассказал представитель одного из производителей, впрочем, попросивший себя не называть. Для большинства моделей скидка за утилизацию составляет меньше 10% стоимости автомобиля. Снижение цены в таком объеме — обычная маркетинговая акция на многих рынках. Если такая скидка способна стимулировать спрос, может быть, нет необходимости, чтоб государство ее компенсировало? Как разъясняют автопроизводители, в их низкомаржинальном бизнесе уступка в цене на 10% иногда может опустить цену ниже себестоимости. Однако даже если государство не расплатится вовремя, производители понимают, что полностью или частично компенсируют затраты в виде зачета утилизационного сбора. С 1 января 2014 года все производители с каждой проданной машины платят такой сбор — от 25 тыс. руб. Конкретная сумма зависит от мощности двигателя. Допустим, седан типа Lada — около 35 тыс. руб., иномарки помощнее — 50-60 тыс. руб., грузовик "КамАЗ" — 360 тыс. руб. Возможно, в итоге так и будет — компенсация окажется не живыми деньгами, а зачетом утилизационного сбора вновь произведенных автомобилей.

Подразумевается, что производители предоставляют сведения о продажах по программе в Минпромторг: если общий объем превысит планку еще до декабря, проект закроется. Получается, что объем участия в программе зависит только от активности производителя и популярности его машин. Впрочем, эксперты уверяют, что неофициально 10 млрд руб. уже распределили между производителями. Сколько всего продано автомобилей по программе, неизвестно — консолидированных сведений у Минпромторга пока нет. АвтоВАЗ за сентябрь продал по программе 13 247 автомобилей: 12 266 по схеме утилизации и 981 по trade-in. Большинство покупателей продукции АвтоВАЗа заменили старые автомобили на Lada Granta. Однако если у АвтоВАЗа доля покупателей по программе со скидкой за trade-in всего 7%, то у остальных производителей ожидается больше. "К завершению программы доля trade-in составит четверть в среднем по производителям",— прогнозирует директор объединения переработчиков и утилизаторов "Руслом.ком" Виктор Ковшевный.

Единственным выгодным для переработки компонентом автохлама в России остается металлолом, за утилизацию всего остального приходится доплачивать

Фото: Сергей Смольский / ТАСС

Неразбериха с разборщиками

По словам вице-президента по коммуникациям и связям с общественностью Ford Sollers Елизаветы Новиковой, продавцы автомобилей средней ценовой группы ожидают куда более существенных результатов от участия в этой программе, чем от предыдущей, именно за счет добавления trade-in.

Мой автомобиль в утиль сдавать рано. Поэтому в салон дилера Renault я направился узнать о trade-in. "Мы прикидываем реальную рыночную стоимость вашего автомобиля по статистике предложений на auto.ru и вычитаем определенную сумму на свои расходы по реализации. В обычном случае, продав самостоятельно, вы выручите явно большую сумму. Но сейчас 40 тыс. руб. доплачивает государство: при сдаче в trade-in недорогой машины вы получите те же деньги, что и самостоятельно продав",— объяснил мне консультант. Я проверил: сопоставил предложенную в trade-in сумму с ценой на машины, аналогичные моей, на auto.ru. Все верно: если trade-in добавит 40 тыс. руб., можно будет спокойно сдать автомобиль, не связываясь с самостоятельной продажей.

C утилизацией труднее. У компании-утилизатора, которая примет автомобиль, должна быть лицензия, в вернее, сразу три лицензии — на утилизацию черных, цветных металлов и опасных отходов 1-4-й категорий. В противном случае выданная компанией справка о приеме на утилизацию основанием для скидки у дилера не послужит. На вопрос, какого вида или образца должна быть справка, подтверждающая сдачу на утилизацию, внятно в салонах дилеров мне не ответили. В одном салоне сказали, что хорошо бы к этой справке приложить копию лицензии утилизатора, в другом сослались на некий реестр уполномоченных компаний, к которым вопросов не возникнет. Такой реестр, в котором на сегодня 285 приемных пунктов по всей России, "Руслом.ком" уже представил в Минпромторг. Однако компаний, обладающих лицензиями, значительно больше и справки, выданные ими, тоже легитимны.

Чтобы выяснить, как все происходит, я позвонил в одну из компаний, предлагающих услуги утилизации. Представился владельцем гниющей во дворе "шестерки не на ходу". "Да, приедем и бесплатно заберем. И справку дадим",— заверили меня в компании. На вопрос о наличии лицензий честно признались, что обладают только разрешениями на переработку металлов, а работа с опасными жидкостями регламентирована договором с организацией, у которой такая лицензия есть. В реестре Минпромторга компания тоже не значится. Выслушав мои сомнения в легитимности для "моего дилера", мне сообщили, что у компании договор с двумя салонами, которые "ее утилизацию признают". Этот разговор отлично характеризует нынешнюю неразбериху: правила, по которым утилизатор признается или не признается Минпромторгом, до сих пор не обнародованы. В итоге многие салоны, сделавшие скидки, рискуют не получить от Минпромторга компенсацию из-за нелегитимности утилизаторов.

До конца не прояснен вопрос, кто должен платить за утилизацию. Идеальный вариант, когда за твоим хламом приехали и бесплатно его увезли. Теоретически так должны поступить с не подлежащими восстановлению автомобилями, завезенными в Россию начиная с 1 сентября 2012 года или произведенными в России начиная с 1 января 2014 года: утилизационный сбор на эти машины уже был взыскан государством с производителей, то есть заложен в цену, заплаченную покупателем. Однако на вопрос, как реализовать право на бесплатную утилизацию, эксперты разводят руками: деньги государство взыскало, но пока никому не передало и механизм утилизации не предложило. Соответственно, пока взаимоотношения автовладельца и утилизатора — дело их взаимного интереса. В большинстве случаев бесплатно заберут автохлам те, кто занимается авторазбором — продажей б/у запчастей. Или те, кто занимается только сбором металлолома. Подобные организации на самом деле антиутилизаторы: скорее всего, неметаллические остатки (стекло, пластмасса, резина, опасные жидкости и т. п.) они просто выбросят на свалку. При этом у таких авторазборщиков или металлоломщиков могут быть все необходимые лицензии, и выданная ими справка об утилизации будет легитимной. По оценкам экспертов, из 600 тыс. автомобилей, переданных на утилизацию по предыдущей программе, только 50% были честно утилизированы. По наблюдению Виктора Ковшевного, и сегодня авторазборщики — основная угроза для реальной утилизации. Некоторые дилеры заключают договоры с компаниями-утилизаторами о бесплатной утилизации для своих клиентов. По данным Ковшевного, во многих случаях утилизаторами выступают именно разборщики, которые сами платят дилерам по 4 тыс. руб. за каждую машину, отправленную на "утилизацию" именно к ним.

Честный утилизатор, скорее всего, бесплатно вывозить не будет, а за утилизацию легковой машины попросит доплатить 2-3 тыс. руб.— сданный металл не покроет расходов на утилизацию всего остального. "Основной заработок утилизатора — на сдаче металла и катализатора, в котором содержатся платина и редкоземельные металлы. Например, в катализаторе дизельного двигателя платины до 8 граммов. Правда, с учетом возрастной структуры большинство машин, идущих сейчас на утилизацию, катализаторов не имеют. Еще можно заработать на переработке масел, аккумулятора и резины,— рассказывает Ковшевный.— Доход от сдачи металла легковой машины — 4-6 тыс. руб. А вот расходы на утилизацию одного автомобиля на заводе со шредером при полной загрузке на потоке — 2 тыс. руб., зато при небольшой загрузке удельный расход взлетает в десять раз, до 23 тыс. руб. Поэтому, конечно, сейчас поток машин на утилизацию по госпрограмме очень выгоден".

Авторазборщики с лицензиями утилизаторов умудряются вписываться в госпрограмму обновления автопарка и одновременно продавать старые запчасти

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Оживление обновления

Ежегодно в России продается 2,5-3,5 млн новых автомобилей. В этом году ожидается 2 млн. Однако даже на фоне этого падения 170 тыс., стимулированные госпрограммой, составляют меньше 10% рынка. Тем не менее для его поддержки это серьезная мера. По данным агентства "Автостат", в России сегодня числится 48 млн транспортных средств. Из них 15% (7,2 млн) уже давно не ездят и по идее подлежат утилизации. В развитых странах выбраковка автопарка составляет 6% в год, а в России — 2%. В российском автопарке доля легковых автомобилей старше 15 лет составляет более 30%, а грузовиков и автобусов — более 50%. В Минпромторге подготовлены поправки к закону "О безопасности дорожного движения", которые предусматривают предельный срок эксплуатации коммерческих автомобилей (в первую очередь грузовиков и автобусов) — 15 лет. Поправки могут вступить в силу с июля 2015 года. "Мы призываем продолжить правительственную программу обновления парка автомобилей и после 1 января 2015 года. Это повлияет не только на стимулирование спроса на новые машины, но и — c учетом возрастной структуры парка автомобилей — на безопасность дорожного движения",— говорит Виктор Ковшевный.

Главная задача, конечно, исключить из госпрограмм авторазборщиков, маскирующихся под утилизаторов. "Автостат" оценивает "вторичный" рынок автокомпонентов только для легковых автомобилей в России в 2013 году в $22,5 млрд, а в 2014 году прогнозирует его рост на 7,3%, более чем до $24,1 млрд. Несмотря на спад продаж новых автомобилей, это вполне логично: падение доходов подталкивает и к обслуживанию автомобилей в дешевых сервисах, и к покупке запчастей, бывших в употреблении.

При утилизации по всем правилам запчасти автоматически выводятся из оборота, что, по оценке "Руслом.ком", даст возможность российскому легальному рынку автокомпонентов расти до $10 млрд в год. Эксперты "Руслом.ком" изучили статистику ГИБДД и сделали вывод, что в ближайшие десять лет комплексные программы обновления парка и утилизации транспортных средств, вышедших из эксплуатации, должны привести к выводу из эксплуатации 27 млн старых и аварийных машин, что положительно скажется на снижении тяжести последствий ДТП. Есть даже подсчеты: число погибших в ДТП снизится почти на 7 тыс. в год, а общий экономический ущерб уменьшится на 170 млрд руб. в год. Выиграют, естественно, и утилизаторы. Сегодня их оборот в России оценивается в 1 млрд руб. Если будут введены постоянно действующие государственные программы, этот рынок, по оценкам "Руслом.ком", вырастет в 400 раз.

Вся лента