Концерты недели

19-26 сентября

KYPCK

KYPCK

Фото: Matti Riekki And Mari-Anne Lopakka

Финская дум-метал-группа KYPCK выделяется не только названием, отсылающим к битве на Курской дуге и затонувшей российской подлодке, но и текстами на русском языке, за которые отвечает вокалист Эркки Сеппянен. KYPCK — самая настоящая концептуальная группа, основатели которой сделали ставку на русский язык и советскую тематику еще до того, как повстречали Сеппянена, учившегося и работавшего в России. Продюсером и первым барабанщиком KYPCK, а также одним из идеологов коллектива стал Кай Хиллесмаа, известный по работе с HIM, Sentenced, Apocalyptica и другими известными финскими группами. Благодаря его работе пластинки KYPCK звучат как монументальные, местами пугающие полотна, раздвигающие границы дум-метала. В марте 2014 года KYPCK выпустили свой третий студийный альбом "Имена на стене", по словам Сеппянена, довольно мрачный и наполненный рефлексией на тему последних событий в России и мире. Клип на заглавную композицию с альбома группа сняла в любимом городе Сеппянена Санкт-Петербурге, вдохновляясь стихотворением Блока "Двенадцать", к которому отсылает текст песни.

Volta, 20 сентября, 19.00

Павел Борисов


Zoviet France и Troum

Zoviet France

Фото: Courtesy the artists

Британская группа Zoviet France стоит у истоков индастриала и нойз-музыки наравне с Coil и Throbbing Gristle, их эксперименты с созданием композиций из немузыкальных шумов начались еще в 1980 году и продолжаются до сих пор. Zoviet France всегда существовала как анонимный проект, участники которого решили заняться совместным творчеством на почве любви к немецкому краут-року и авангардным композиторам, в том числе к пионеру электронной музыки Карлхайнцу Штокхаузену, влияние которого можно легко услышать в композициях коллектива. Zoviet France всегда были группой "для своих" — если Coil и Дженесис Пи-Орридж известны и далеким от индастриала и нойза людям, то об этом коллективе знают в основном продвинутые поклонники шумовой музыки и эмбиента, хотя эксперименты британской группы сильно повлияли на десятки других проектов. Один из них — Troum, немецкие представители постиндастриала. Все звуки в музыке Troum живые, а не синтезированные, что добавляет ей теплоты и хрупкости.

"Дом", 20 сентября, 19.00 

Павел Борисов


Bonaparte

Тобиас Юндт

Фото: Redferns via Getty Images/Fotobank.com

Берлинская группа Bonaparte — это сумасбродный проект швейцарца Тобиаса Юндта, что-то среднее между панк-группой и слетевшим с катушек цирком. Юндт, единственный постоянный участник Bonaparte, в своих текстах прославляет вечеринки и гедонизм, призывая веселиться, забыв обо всем. Сам он обычно выступает в мундире на голое тело, на сцене появляются стриптизерши, люди в противогазах и прочих безумных нарядах, а само сценическое действо больше похоже на театральное представление. Bonaparte в первую очередь концертный проект, однако за шесть лет существования группы Юндт выпустил уже четыре диска. Последний из них, названный по имени группы, вышел в начале 2014 года. Описать музыку Bonaparte проще всего термином "юмористический панк" — ни одной серьезной песни на альбомах найти не получится, зато шуток про все на свете, включая селфи, секс, интернет-сленг и необходимость постирать лосины перед вечеринкой — хоть отбавляй.

RED, 21 сентября, 20.00

Павел Борисов


Deathstars

Андреас Берг

Фото: Redferns via Getty Images/Fotobank.com

Шведская группа Deathstars больше всего похожа на немецких индустриальщиков Rammstein — та же ставка на плотные гитарные риффы в обрамлении электронных подложек и низкий голос вокалиста Андреаса Берга, иногда смахивающий на Тилля Линдеманна. Но, в отличие от Rammstein, Deathstars активно эксплуатируют готическую и дэт-металлическую стилистику как в музыке, так и в сценическом имидже, одеваясь в черную униформу на сцене и раскрашивая лица на манер Cradle Of Filth или Kiss. Все это подчеркнуто несерьезно — в Deathstars нет и намека на дэт-металлическую ярость и серьезность и готический сплин. Deathstars начинали с концертов на разогреве у зарубежных звезд и ездили в туры с Korn и сильно повлиявшими на них Cradle Of Filth, а сейчас выпускают альбомы на легендарном металлическом лейбле Nuclear Blast. Последний диск группы под названием "The Perfect Cult" вышел в июне 2014 года, именно его группа и представит в Москве.

Volta, 21 сентября, 20.00

Павел Борисов


Фестиваль Джона Тавенера

Tallis Scholars

Британский совет устраивает в Московской консерватории фестиваль «От Тавернера к Тавенеру. Пять столетий английской духовной музыки» памяти Джона Тавенера (1944–2013). Одно из главных имен современной британской музыки после Бриттена очень мало известно в России, а музыка — еще меньше и в основном среди поклонников так называемой неоклассики.

В мире Тавенер — странно посторонний европейским академическим направлениям религиозный композитор с изысканно простой или витиеватой музыкальной речью — знаменит с 1968 года. Все началось с кантаты The Whale на библейский сюжет и продолжилось операми, кантатами, киномузыкой (в том числе к «Pilgrimage» Вернера Херцога), музицированием с Полом Маккартни, двумя реквиемами («Реквием Ахматовой» и просто «Реквием», премьера которого и состоится в Москве 23 сентября в Большом зале консерватории), любовью королевского двора и славой самого духовного из духовных современных композиторов, нарочито не включенного в контекст академической музыки XX века и ее течений. Тавенера называли «православным минималистом» — действительно, прямой потомок британского органиста XVI века, даже названный его именем, хотя интересовался всем на свете, от суфизма до буддизма, принял православие в 1977 году. Но к минимализму в строгом смысле слова его музыка имеет мало отношения.

Фестиваль Тавенера в Москве, придуманный им самим и организованный уже без него Британским советом, в двух концертах 21 и 23 сентября в Рахманиновском и Большом залах консерватории соответственно, объединяет музыку Джона Тавенера с сочинениями его предка Джона Тавернера, с другой ренессансной английской музыкой, с Пяртом и Стравинским, рисует ей собственный музыкальный фон и находит Тавенеру родственников в разных временах и стилях. В международном списке исполнителей на фестивале — специалисты по старинной музыке, разного рода минимализму, новой простоте и новой духовности. Для англичан это вообще во многом одно и то же, поэтому команду Тавенера в Москве авторитетно возглавляет ансамбль Tallis Scholars — ему посвящен «Реквием» и им впервые исполнен летом на фестивале BBC Proms. С ним вместе будут играть ансамбль Intrada, славный своей точностью и деликатностью, а среди вокалистов — мировая звезда сопрано Юлия Лежнева, главная в мире барочница на сегодня.

Московская государственная консерватория, 21–23 сентября

Юлия Бедерова


Катрин Жоньо и Фамуду Дон Мойе

Фамуду Дон Мойе

В первом отделении этого почти невероятного концерта в клубе "Дом" выступит трио бельгийской певицы Катрин Жоньо. Она принадлежит тому загадочному и несколько недооцененному миру европейских "рокеров в оппозиции" — бескомпромиссных леваков, презиравших шоу-бизнес и сочинявших музыку, в которой сложнейшие ходы и сочетания могли соседствовать с пронзительной простотой зонгов Ханса Айслера и нахальным полупародийным джазом. Первые ее вокальные опыты можно услышать на записях бельгийской группы Aksak Maboul, одного из ярчайших коллективов "оппозиционного" движения — позднее Жоньо успеет посотрудничать практически со всеми музыкантами этого круга. Ее собственному творчеству свойственно обращение к так называемому "воображаемому" фольклору — ее песни и эскапады включают в себя элементы как существующих народных музыкальных культур, так и чего-то, что по ощущению могло бы принадлежать к какой-нибудь вымышленной народной музыкальной культуре. Певица много работала и с артистами нью-йоркского Даунтауна, ее мужем был один из его столпов, страшный виолончелист Том Кора. Нынешний проект Жоньо — с французскими кларнетистом Ксавье Шарлем и гитаристом Жан-Себастьяном Марьяжем — посвящен роману Маргарит Дюрас "Любовь" (1972), а уж как у литературоцентричной Жоньо и ее коллег роман выразится в музыке — предсказать сложно.

Второе отделение концерта отдано дуэту, один из участников которого — патриарх американского свободного джаза барабанщик Фамуду Дон Мойе, в 1970 году ставший участником великого Art Ensemble Of Chicago. Мойе был главным, кто отвечал в ансамбле за африканскую традицию как таковую. Впрочем, по словам Мойе, его прежде всего интересует ритм, причем любой, и в настоящее время он заново осваивает кубинские ритмы. В свободную же импровизацию он, переигравший со многими джазменами-импровизаторами США и других стран, как ни странно, не слишком верит. Его нынешний партнер — музыкант и певец из Мали Баба Сиссоко, играющий на традиционных струнных и ударных инструментах.

Культурный центр "Дом", 22 сентября, 19.30, при поддержке фестиваля "Апозиция Х"

Григорий Дурново


The Fratellis

Джон Фрателли

Фото: Getty Images/Fotobank.com

Шотландцы The Fratellis — не самые главные, но довольно заметные представители новой волны инди-рока, чье имя можно поставить рядом с The Strokes, The Libertines, Black Rebel Motorcycle Club и прочими. У The Fratellis в середине 2000-х был по-хорошему старомодный звук, стильный имидж, прилипчивые припевы и название, начинающееся с артикля "the", словом, все, что нужно было для попадания в чарты в то время. Первые два диска The Fratellis "Costello Music" и "Here We Stand", вышедшие в 2006 и 2008 году соответственно, попадали в пятерку самых популярных записей в Великобритании, а вот затем группа пошла на неочевидный шаг и развалилась. Джон, Барри и Минс Фрателли (общую фамилию музыканты взяли в честь группы) разбежались по сторонним проектам, а о The Fratellis потихоньку забыли и они сами, и слушатели. Состоявшийся через три года реюнион оказался удачным с точки зрения концертов, но вот альбом 2013 года "We Need Medicine" получился куда менее бодрым и свежим, чем предыдущие пластинки.

"Главклуб", 25 сентября, 20.00

Павел Борисов


Clan Of Xymox

Clan of Xymox

Голландская группа Clan Of Xymox — чуть ли не единственные пионеры дарквейва, оставшиеся на плаву спустя более чем 30 лет после выхода своего первого диска. Голландцев часто ставят в один ряд с Siouxie And The Banshees и The Cure, однако в их музыке куда больше электроники, чем постпанка.

Clan Of Xymox в свое время были замечены легендарным Джоном Пилом, который и прицепил к ним ярлык "дарквейв" за специфическое меланхоличное и не слишком позитивное звучание. Впоследствии звучание менялось не раз от EBM до индустриального рока, а название то сокращалось до короткого Xymox, то возвращалось к привычному виду; несколько хитов группы даже стали популярными в США, "Cult Of Xymox" недолгое время крутили на американских радиостанциях и по MTV.

Закрепить успех у Clan Of Xymox не вышло, но группа осталась популярной среди любителей дарквейва и продолжает активно концертировать и записывать диски. В Москве они представят свой последний альбом "Matters Of Mind, Body And Soul", вышедший в начале 2014 года.

"Театръ", 26 сентября, 19.00 

Павел Борисов

Вся лента