От «Татьяны» до «Медеи»

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко обнародовал планы своего 96-го сезона

В московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в традиционно жизнерадостной атмосфере прошел сбор труппы, на котором были объявлены планы театра в наступившем сезоне.

Фото: Олег Черноус

Сбор труппы (с непременными поцелуями и объятиями отдохнувших) начался юмористическим фильмом-ревю собственного производства: именно так, подшучивая над собой, но и гордясь сделанным, музтеатр ежегодно подводит итоги предыдущего сезона. К традиционным ритуалам относится и чествование долгожителей этого стабильного театра: юбилеи начинаются с 20-летнего стажа работы, но на сей раз отметили даже полувековой и совсем уж невероятный — 70-летний (впрочем, юбилярша Кузнецова в зале не присутствовала). Традиционно представили и новобранцев: пять оперных солистов (три тенора и два меццо-сопрано) и 12 балетных артистов, выпускников МГАХ и петербургской Академии имени Вагановой.

Что до творческих планов театра, то они внушительны, но не слишком обширны. Балетных премьер будет две. Первая, 7 ноября, сенсационна: давний друг театра и глава Гамбургского балета Джон Ноймайер поставит в Москве свой новый спектакль «Татьяна», премьера которого состоялась в Гамбурге в самом конце июня. Этот пушкинский балет на специально созданную для него музыку Леры Ауэрбах, русской американки и любимицы хореографа,— копродукция двух театров. Кастинг уже проведен, премьеру станцует приглашенная Диана Вишнёва, а сам спектакль с десятками действующих лиц ничем не напоминает историческую постановку Джона Крэнко, идущую в Большом. Вторая балетная премьера будет показана в июле под занавес сезона, и она, в отличие от «Татьяны», сенсаций не предполагает: это вечер одноактных балетов Джерома Роббинса — «В ночи», «Концерт» и «Другие танцы». Все они уже давно освоены российскими труппами, Пермь и Мариинка даже привозили их на гастроли в Москву, однако в столичных театрах наследие американского классика не представлено, так что тут музтеатр заполняет общеобразовательную лакуну в разделе «Шедевры ХХ века».

Опера перегнала балет со своими четырьмя премьерами. В феврале будет представлена русская классика — «Хованщина» Мусоргского в постановке главного режиссера театра Александра Тителя и под музыкальным руководством маститого маэстро Александра Лазарева. В мае предъявят итальянский классицизм: «Медею» Керубини ставят для оперного сокровища театра — Хиблы Герзмавы, режиссер — Титель, за пультом — Феликс Коробов. Для молодежи театра и студентов ГИТИСа предназначены две премьеры на Малой сцене — «Тайный брак» Чимарозы (музыкальный руководитель Тимур Зангиев, режиссер Игорь Ясулович) и «Орфей» Глюка.

Кроме пополнения репертуара музтеатр отпразднует в декабре юбилей союзной компании «Ардани Артист» (концертом «Королей танца» и фрагментами из других проектов Сергея Даниляна), а в феврале — 75-летие собственной балетной труппы. Апрель порадует балетоманов фестивалем приглашенных балетных звезд в родных спектаклях театра, а июнь — гастролями балетной труппы из Дюссельдорфа со спектаклем «7» на музыку Малера в постановке неизвестного у нас хореографа Мартина Шлапфера.

Собственные гастроли театра откроются впечатляющим выездом оперы в Китай — с монументальной «Войной и миром»: для серии представлений китайцы строят собственные декорации по лекалам московских и мобилизуют армию статистов — в прямом, а не в переносном смысле. Что примечательно: балет музтеатра вывозит на гастроли не только традиционный русско-советский репертуар, но и импортную классику, что свидетельствует о конкурентоспособности московской труппы — в Дюссельдорфе покажут «Манон», в Петербурге, на сцене Мариинского театра,— программу одноактных балетов Иржи Килиана.

Татьяна Кузнецова

Вся лента