Что может взбодрить российский бизнес?

На прошлой неделе кабинет одобрил законопроект Минфина, предлагающего не брать в течение двух лет налоги с предпринимателей, которые перешли на упрощенную или патентную систему налогообложения. Налоговые каникулы будут действовать в 2015-2020 годах. По расчетам правительства, эта мера поможет вовлечь в экономику тех, кто занимается предпринимательством неофициально, а заодно создаст благоприятные условия для развития малого бизнеса.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Александр Иоффе, президент Российской ассоциации малого и среднего предпринимательства:

— Любое послабление — дело хорошее, особенно для начинающих предпринимателей. Все это — шаги локального характера, так что радикально ситуацию не улучшат. Обстановка в этой сфере имеет скорее негативную, чем позитивную, тенденцию. Вместо пугавшего всех налога с продаж ввели сборы, которые будут устанавливать местные власти. Что лучше — неизвестно. Денежки все равно изымать надо: сбор с общепита, маленького магазинчика, таксиста. Это абсолютно неадекватно, и вряд ли власти понимают, как зарабатывает свой хлеб тот же таксист. Деньги в банке сейчас получить довольно сложно. Все радуются нашему низкому налогу 13%, но если взять совокупную сумму, которую платит бизнес, то цифры будут примерно такие, как в Европе и Америке. Чтобы создать реальную конкурентную среду, нужны изменения в работе ЦБ, например.

Владлен Максимов, вице-президент объединения предпринимателей "Опора России":

— Необходим четкий сигнал, что произошла своего рода революция, новый нэп. Например, для производителя главная проблема в том, что продукцию негде продавать. У нас очень тяжелая ситуация по стационарным магазинам. По сравнению с Европой их как минимум в два раза меньше. Доступ туда очень дорог, отсюда высокие цены. Предприниматель не может выйти на рынок. В сети он не может войти по ряду причин, а прочие форматы и мелкие магазины уничтожаются региональными властями. Так что те сигналы, которые есть сейчас, конечно, важны и нужны, но необходимо политическое решение. И никаких вложений не нужно. Достаточно просто поменять законодательство. Потому что львиная доля затрат бизнеса — это не налоги.

Михаил Вышегородцев, бизнес-омбудсмен по Москве, лидер московского отделения "Гражданской платформы":

— Прежде всего нужно дождаться окончательного закона. Пока это только одобрение комиссии. Но такие новации я оцениваю положительно. Если они станут законом, бизнес, безусловно, выиграет. В целом же нужно менять подход к налогам, которые, к сожалению, растут. Для начинающих предпринимателей их нужно максимально упростить. Конечно, существуют налоговые режимы, подобные патентной системе или упрощенной системе налогообложения учета отчетности, 6% с оборота или 15% с дохода минус расходы. Но в этом году регионы приняли поправки к данному закону и ввели дополнительное налогообложение объектов недвижимости. Возможны и дальнейшие изменения, в том числе повышение ставок. Такие слухи ходят. Поэтому, чтобы бизнесу было комфортнее развиваться, необходимы более стабильные правила игры, которые не меняются с течением времени.

Николай Власенко, член комитета Совета федерации по экономической политике:

— Бизнес ждет от власти административных и стратегических решений. Налоговые каникулы решено отдать на откуп региональным властям, но региональные бюджеты трещат по швам, и не думаю, что, если у них будет возможность собрать налог, они откажутся. Вроде отказались от введения налога с продаж, повышения НДС, но теперь хотят ввести сборы за право торговли, за право транспорта, то есть все равно повышается налогообложение. С одной стороны дают, с другой забирают. А бизнесу нужны консервативность и стабильность. За последнее время слишком много изменений в налоговой сфере. Начинающего предпринимателя это приводит в ужас: все непредсказуемо и непостоянно. Поэтому гораздо больше возможностей для развития бизнеса не в финансовой плоскости, а в постоянстве. Да и имидж предпринимателя надо исправлять: власть часто считает бизнес норовящим что-то спрятать, укрыть. Доброго слова нет вообще. Наградили бы какого-нибудь предпринимателя. Пусть не за подвиг, но за благое дело для общества. Такие люди у нас есть.

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:

— Надо решить вопросы с кредитованием малого и среднего бизнеса. Здесь нет поддержки государства. Еще необходимо отдать, например, малому бизнесу неработающие скважины, которых у нас более 20 тыс. Это могло бы дать серьезную прибавку в добыче нефти. Также надо помочь решить вопросы, связанные с работой нефтегазового сервиса, который в большинстве своем принадлежит иностранным компаниям. Надо быть готовым к любым поворотам, ведь нефтегазовый сервис — это и буровые комплексы, и обслуживание скважин, и геологоразведка. Мы в свое время разработали "дорожную карту" в нефтегазовом сервисе, первые ростки на машиностроительных предприятиях уже есть, но нужна комплексная целевая программа поддержки.

Вся лента