ОАО РЖД уходит с перронов и вокзалов

Инфраструктуру МЖД передадут пригородному перевозчику

ОАО РЖД нашло способ сэкономить на ремонте платформ и перронов Московской железной дороги (МЖД): монополия сдаст их в долгосрочную аренду Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) на 15 лет. Но в первые годы ОАО РЖД денег не получит: цена аренды — 1,3 млрд руб. в год — будет засчитываться в стоимость инвестиций ЦППК в ремонт. При этом, по данным "Ъ", дополнительно повышать цену на билеты ЦППК не будет.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

В августе ОАО РЖД передаст в аренду ЦППК на 15 лет всю пристанционную инфраструктуру МЖД, рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с планами монополии. Это 2,4 тыс. платформ, 226 вокзалов, кассы, павильоны и другое имущество общей площадью 2,68 млн кв. м. Стоимость аренды составит 1,3 млрд руб. в год, или 20,4 млрд руб. за весь срок, уточняет один из собеседников "Ъ", но, по его словам, в первые годы ОАО РЖД ничего не получит, сумма пойдет на реконструкцию объектов. Источник "Ъ" говорит, что до 2024 года ЦППК инвестирует в ремонт около 300 платформ и свыше 150 навесов порядка 9 млрд руб. в ценах 2013 года. Другой собеседник "Ъ" отмечает, что в ближайшие два года ЦППК направит на ремонт 2,5 млрд руб.

ОАО ЦППК — крупнейший в РФ перевозчик в пригородном сообщении (свыше 60% в России). В 2013 году ЦППК перевезла 586 млн человек и в отличие от большинства пригородных компаний прибыльна. Выручка ЦППК в 2013 году-- 29,4 млрд руб., чистая прибыль — 3,3 млрд руб. (доходность обеспечивают за счет ежегодных субсидий). ООО МПК Искандара Махмудова и Андрея Бокарева принадлежит 50% минус 2 акции ЦППК, по 25% + 1 акции — у ОАО РЖД и Московской области.

В ОАО РЖД и ЦППК вчера подтвердили, что идея с передачей имущества есть, но от дальнейших комментариев отказались. По словам собеседника "Ъ", близкого к монополии, сделка позволит ОАО РЖД сократить расходы на МЖД с 39 млрд руб. до 10 млрд руб. за 15 лет. Он отмечает, что почти никакой прибыли от передачи имущества ОАО РЖД не получит. По словам другого собеседника "Ъ", инициатива с арендой принадлежит ЦППК, компания хочет финансировать проект из "накопленных доходов и прибыли за предыдущий год, других источников нет". Объекты передаются без права коммерческого использования, отмечает один из источников "Ъ". Источник "Ъ" в ЦППК уверяет, что инвестиции не повлияют на стоимость проезда в электричках.

По словам собеседников "Ъ", передача объектов ОАО РЖД в пользование ЦППК уже согласована с мэрией Москвы. Вчера в департаменте транспорта Москвы на запрос "Ъ" не ответили. Источник "Ъ", близкий к ОАО РЖД, говорит, что это первый случай передачи имущества пригородной компании, но за ним при желании операторов могут последовать и другие.

ЦППК уже не впервые используется для запуска пилотных проектов: в 2012-2013 годах компания пыталась заключить контракт на 15 лет с Москвой и Подмосковьем. Регионы должны были гарантировать субсидии ЦППК, а компания обещала до 2020 года вложить 100 млрд руб. в закупку электропоездов. Но стороны не договорились, а долгосрочные контракты на российском уровне введены правительством лишь этой весной (начнутся с 2015 года).

Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что контракт между ОАО РЖД и ЦППК выгоден в первую очередь монополии и Московской области. Но он не исключил, что ЦППК возьмет на себя своего рода социальные обязательства в обмен на выгодные условия работы с ОАО РЖД, например, по аренде подвижного состава.

Юлия Галлямова

Вся лента